(Hein Braat, Мандала Золотой Будда и Мритьюнджайя Мантра)
Впервые этот голос зазвучал в нашем доме где-то в самом начале 90-х… Сильный, красивый и, самое главное, понимающий, куда он ведет вас – голос проводника в другое измерение, в мир, путь в который лежит через вас самих… Тогда я понятия не имела, кому принадлежит этот уникальный и мощный голос, тогда было совершенно неважно, что это голос конкретного, живого человека – он сразу, с первых звуков ОМ-ОМ-ОМ, стал тем, кто открывает только ему известные потайные двери, потому что бывал ТАМ не раз, а вы с благоговением и благодарностью, осторожно и поначалу робко, входите, чтобы хотя бы постоять на пороге… С каждым новым опытом, вы продвигаетесь чуть дальше и… еще дальше… Вы следуете за Духом, поющим священные звуки голосом человека…
Если вы меня попросите поискать где-то в себе образ, емкий образ, чтобы обозначить мои чувства и видения, связанные с Голосом Мантры, то скорее всего я расскажу о том, что вижу в медитации часто — как только начинает звучать Мантра — человек, сидящий среди плывущих вровень с ним облаков. Я знаю, что это Гималаи. Внизу, далеко внизу — шумящий поток, который я не вижу, но слышу… Птица парящая среди облаков… Внизу, если рукой отвести облака, — распахивается мир, в котором живут люди — яркий, промытый дождем… Это по ощущению очень похоже на Рериховкие полотна: аскетично, лаконично и звеняще чисто. Внутри меня всякий раз в этот миг воцаряется торжественная тишина. Человек наедине с Богом. Это — ЗОВ.
Это — ЗОВ, к Тем, Кто вверху. Молитва.
Это — ЗОВ, к тем, кто внизу. Чтобы разбудить уснувших, но думающих, что они живут…
Я открываю глаза и смотрю на экран, где дышит Мандала Золотой Будда, и снова закрываю, возвращаясь в свое видение — высоко в горы. Мандала изливает звуки Мантры, упорядычивая, облагораживая, очищая и создавая мое священное пространство. Суета мира растворяется…
И МАНТРА, и МАНДАЛА — инструменты работы с пространством и временем… Они существуют как аспекты сущностноединого процесса. Об этом знали древние, единицы хранят эту традицию в ее истинной сути сегодня…
В те времена, в 90-е, мы «семинарили» активно – Голос Мантры стал для многих из нашего тогдашнего окружения Голосом Откровения Врат. Кому-то диск полюбился настолько, что он бесследно исчез… В Канаду мы приехали уже без него. Когда Мандала Золотой Будда уже была сделана, и уже окрепло видение того, КАК она может быть воспринимаема не только глазами, телом, но через звуковые вибрации исцеляющего священного мантрового пения — т.е. возвращающего человека к его целостности — никакой иной голос я представить себе не могла – только тот… Спасибо добрым людям, прислали нам копию того диска. Когда Голос Мантры и Мандала Золотой Будда были соединены — все как-будто заняло свои, природой и законом совершенства, предначертанные места… Увы, никакой информации об исполнителе на копии, конечно же, не было…
Я начала искать имя исполнителя… Наконец, на одном из форумов дали ниточку — подсказали название Мантры: Мритьюнджайя Мантра — Побеждающая Смерть – одна из самых древних и мощнейших Мантр Ведической эпохи дошедших до нас через тысячелетия…
Ну, естественно же, я нашла. Правда, прежде натолкнулась на красивый миф о том, что мантру поет сам Далай Лама: был у Далай Ламы верный друг, слег он от неизлечимой болезни, врачи отступили в бессилии… Его Святейшество молился у постели друга, пел Мантру, Побеждающую Смерть — выздоровел его друг, встал здоровым и преисполненным сил. Кто-то удачливый записал пение Его Святейшества – поплыла слава чудодейственности и исцеляющей силы Мантры. Но запретил Далай Лама продавать эту запись…
Красивая история. Мифы обязательно должны существовать, а если они запаздывают в своем возникновении, их рождение непременно надо поторопить.
Но правда жизни-то в том, что ни Далай Лама, ни официальная традиция буддизма в целом, к этому исполнению Мантры не имеют отношения. Мритьюнджайя Мантра в этой версии – из традиции Риг Веды, а Веды для буддистов – как это мягче сказать? – не имеют авторитетной значимости… Но Дух не имеет ни национальной, ни конфессональной принадлежности…
А Голос, поющий Мантру, принадлежит Хейну Браату(Hein Braat), живущему в Голландии. Он родился и первые пять лет своей жизни провел в Curacao (the Dutch Carribean), но вырос в Нидерландах. Его профессией стала музыка. Лет так двадцать с лишнем назад кто-то из друзей посоветовал ему заняться йогой. Рассказывают, что Браат далеко не сразу нашел свою нишу в йогической доктрине. Но вот один из его тогдашних учителей всегда пел во время медитации Мантры — это заинтересовало Хейна — он прекрасно чувствовал, что происходит в его теле при звучании и исполнении тех или иных звуков, как оно реагирует на тона и полутона, он стал изучать санскрит, постигать техники и механизмы — в конечном итоге, — это был его Путь… Тот диск, с Мритьюнджайя Мантрой, оказывается он записал 23 года назад.
Мы, Meditaid team, разговаивали с Браатом по телефону, переписывались по e-mail… И вот, на прошлой неделе получено предложение. Народ, это один из ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЧАСТЛИВЫХ ДНЕЙ В МОЕЙ ЖИЗНИ. Жизнь переодически что-то да преподносит, порой мы называем это: «сюрпризами», порой скептически: «подарочками», бывают и “подарки”, но это — НАСТОЯЩИЙ ДАР. Хейн Браат прислал нам в ДАР Мритьюнджайя Мантру для наших дисков, назвав то, что мы делаем: «a genuine touch of the divine» — подлинным касанием божественного… Об этом я сегодня говорю с гордостью. А также, Хейн Браат просит прислать ему наши Мандалы, на которые он будет смотреть во время своих следующих записей Мантр, над которыми он сейчас работает. Думаю, получится что-то уникальное и значимое. Так должно было сЛУЧиться. Я предчувствовала, знала это. Но до сих пор не верю, что это становится реальностью. Я — счастлива.
И я верю, что МАНДАЛА, ЗВУЧАЩАЯ ИСТИННЫМ ГОЛОСОМ ДУХА, исцелит, разбудит и наполнит чистотой жизни тех, кто будет созерцать ее звучание. МАНТРА и МАНДАЛА — cвященные звуки и световая форма, построенная по законам Знания. Движение, заполняющее пространство и творящее его целостность.
Мритьюнджайя – Побеждающая смерть – одна из самых древних и мощнейших мантр Ведической эпохи, дошедших до нас через тысячелетия…
В индийских легендах и мифах Мритьюнджайя связана с именем Маркандейи — его учение заложено в Маркандейя Пуране. Легенда гласит, что Маркандейе было предначертано умереть, когда он достигнет 16-ти лет, но своим искренним обращением к Шиве, при помощи этой мантры, он одержал победу над Ямой – Богом смерти. Однако история эта началась еще до его рождения…
Живущие в лесу святой Мриканду и его жена Марудвати не имели детей, они совершали долгую аскезу в надежде обрести добродетель и родить ребенка. Они были вознаграждены видом Господа Шивы — Господь Шива выслушав их просьбу, предложил им выбор: стать родителями ребенка, который станет выдающимся — духовным светом, — но его жизнь закончится в 16 лет, или ребенка с долгой жизнью, но глупого и эгоистичного. Они выбрали ребенка с духовными достоинствами, и со временем Марудвати родила мальчика, которого назвали Маркандейя. Родители решили не говорить ему о сроке его жизни, но, приближаясь к 16 годам, родительская печаль все больше росла. Когда мальчик попросил объяснить причину их печали, они не выдержали и рассказали о том, что говорил им Господь Шива. Уже достигнув совершенства в йоге, Маркандейя решил посвятить себя своей практике. В день шестнадцатилетия, Маркандейя ушел в храм, чтобы поклониться символу божественного сознания — Шива лингам. Когда посланцы господа Ямы, бога смерти, пришли забрать его, они обнаружили его настолько поглощенным молитвами, что не посмели завершить свою миссию. Вернувшись к Яме, они рассказали о своей дилемме. Тогда Яма сам отправился в храм, чтобы завершить начатое, он убеждал Маркандейю последовать естественному закону жизни и смерти и идти с охотой, но Маркандейя ища защиту, обхватил руками Шива лингам. Яма кинул свою петлю, чтобы поймать Маркандейю, но петля обвила лингам, и сразу же Шива, живущий там, расколол лингам надвое и появился разъяренный. Яма слишком далеко закинул свою петлю, у него не было полномочий на то, чтобы поймать самого Шиву. Ударом ноги Шива убил Яму. Остальные боги смотрели на это в смятении. Опасаясь, что смерть Ямы нарушит порядок во вселенной, боги умоляли Шиву вернуть Яму к жизни, что Шива, в конце-концов, и сделал. Но он уточнил, что преданность Маркандейи стала его защитой, и поэтому он благословляет его на вечную молодость — Маркандейя навсегда останется шестнадцатилетним святым…
Душа Маркандейи все еще присутствует где-то во вселенной… А Мантра стала проводником, открывающим ищущим двери к великому духовному наследию.
В легенде центральное место отведено Шиве. Шива обладает двойственной природой. Он охраняет вселенский порядок с беспощадной решительностью, разрушает привязанности и освобождает его преданных от невежества. Он является внутренним контролером и устранителем, приносящим непреодолимую страсть и приводящим саму жизнь к её естественному концу. Этот аспект Шивы отражается в его древнем имени Рудра — «тот, кто кричит». Другое, более привычное, имя — Шива — означает «благосклонный», «милосердный», «добрый». В нем выражается сострадательная природа Шивы. Он является обителью доброты, он удовлетворяет мольбы, с нежностью и заботой ведет тех, кто стремится к самореализации и освобождает их от страданий. Шива воплощает чистое сознание. Он проявляет вселенную и поддерживает её так, что каждая частица сливается с бытием. Он остается равнодушным к очарованию мира и его соблазнам, он безмолвно удерживает все движения наряду с неподвижностью. Шива является Повелителем Йогов. У него есть много имен. Маркандейи он явился как Мритьюнджайя –Победитель Смерти, ибо в день своего шестнадцатилетия, Маркандейя поклонялся именно этому аспекту Шивы.
Немного информации для должного понимания Мантры.
ТРИЙАМБАККАМ относится к трем глазам Господа Шивы. Трийа значит три, Амбакам значит глаза. Это три глаза или источника просвещения — Тримурти или три первичных божества, а именно: Брахма, Вишну и Шива и три АМБА (также означающих Мать или Шакти), — Сарасвати, Лакшми и Гоури. Таким образом этим словом мы ссылаемся на Бога как Всеведущего (Брахма), Вездесущего (Вишну) и Всемогущего (Шива). Это есть мудрость Брихаспати и указание Шри Даттатреи, имеющего три головы, Брахма, Вишну и Шива.
ЙАДЖАМАХЕ означает «Мы поем Тебе хвалу».
СУГАНДХИМ относится к Его аромату ( знания, присутствия и силы, т.е. три аспекта) как наилучшему и всегда распространяющемуся вокруг. Аромат имеет отношение к наслаждению, которое мы получаем от знания, виденья или ощущения Его добродетельных деяний.
ПУШТИВАРДХАНАМ: Пушан — относится к — Он, хранитель этого мира, и в этом смысле, Он — Отец всего. Пушан — также внутренний побудитель всего знания и, таким образом, Савитур или Солнце, и также символизирует Брахму Всеведущего Создателя. В этом смысле Он также Отец, Родитель всего.
УРВААРОКАМИВА: УРВА значит вишал или большой и мощный, или чрезвычайно. ААРООКАМ значит болезнь. Таким образом УРВАРООКА означает тяжелую болезнь. Болезни — также трех типов, — вызваны влиянием (негативным) трех Гун, и есть — незнание (Авидйа и т.п.), ложность (Асат и пр; например, хотя Вишну — везде, мы не воспринимаем Его, управляемые нашим зрением и другими чувствами) и слабости (Шадрипу или шесть слабостей суть ограниченность этого физического тела, в отличие от средоточия всех сил Шивы).
БАНДАНААН значит связанный, таким образом, читая с УРВААРОКАМИВА, это означает «Я, связанный невежеством и незнанием».
МРИТИЙОРМООКШЕЙА значит высвобождение от смерти как преждевременной смерти в этом физическом мире, так и от повторяющегося цикла смертей-перерождений.
МААМРИТААТ означает «дай мне, пожалуйста, Амритам-нектар бессмертия». Читая с предшествующим словами, это значит: мы молим об Амрит, чтобы освободиться от смерти, болезни, страдания, а также цикла перерождения.
Есть много причин для практики Маха Мритьюнджая Мантры: для улучшения ли вашей жизни, или помощи в переходе к смерти, но прежде всего, эта Мантра является средством для постижения человеком Себя, Человека. Сознание, которое она пробуждает — это ни что иное, как глубинное, бесконечное сознание пребывающее в нас. В этом отношении, история Маркандейи является аллегорической, напоминая о том, что храмом человеческой жизни является тело, что молитвы и мантры достигают кульминации в медитации, и что внутренний лингам, благословляющий человека бессмертием — это энергия, текущая от основания позвоночника — к макушке головы…
И по сей день в современной Индии, когда младенцу исполняется один год для того, чтобы придать событию святость, Мантра Маха Мритьюнджайя поется много раз как символ духовного благополучия — это равнозначно пожеланию ребенку долгой и здоровой жизни. Многие индусы помнят исполнение Маха Мритьюнджайя Мантры на каждый свой день рождения. Особое внимание ей уделяют люди старшего возраста: возраст 60-80 лет рассматривается как особое переходное время — и многие усердно медитируют, используя именно Мритьюнджайю…