Китайцы любят историю – можно сказать, живут в ней. Китайцы воспринимают развитие своей страны как непрерывный процесс, они не разбивают его на взаимоисключающие куски. Поэтому хорошо известная в мире (но не в России) “девятипунктирная линия” является для китайцев осязаемой реальностью, а не фантазиями.
Для тех из россиян, кто все свои познания в области международных отношений базирует на выступлениях Дмитрия Киселева, поясню: на карте Великой империи Цинь 1821 года циньские владения обозначены пунктиром. При этом зона Южно-Китайского моря со всеми находящимися в этом море островами обведена продолжением этого пунктира: она охвачена прерывистой линией, образованной девятью длинными штрихами и обозначающей принадлежность и моря, и островов Китаю. На основании этой “девятипунктирной линии” Китай в настоящее время проводит очень, как бы это сказать, решительную политику по восстановлению своего суверенитета над утраченными было островами (по какому-то недоразумению их сейчас считают своими Япония, Филиппины, Вьетнам).
Незадача в том, что острова лежат очень далеко в море от Китая, но поблизости от стран, которые, как-то так получилось, стремятся поддерживать довольно близкие отношения с США (даже Вьетнам – и тот предлагал было американцам вернуться в Камрань). А у американцев есть такая привычка: строить в большом количестве авианосцы, и пользоваться ими в случае любого кризиса. Китайцы тоже посчитали, что авианосец – достаточно эффективное средство политики, поэтому купили в Корее проданный туда российский авианесущий крейсер, а потом и на Украине недостроенный крейсер проекта 1143.5 “Варяг”, который приходится родным братом “Адмиралу Кузнецову”. Достроили, выпустили в море – и приступили наконец к завершающей стадии реализации плана противодействия американскому гегемонизму в зоне Южно-Китайского моря, к подготовке летчиков палубной авиации.
Эти морские корабли, похоже, стали для руководства Китая любимой игрушкой и важнейшим инструментом достижения политических целей. Забавен такой факт: авианосец напрямую подчинен Высшей военной комиссии КНР, аналогу нашего Государственного комитета обороны, то есть, по сути, "рулят" им непосредственно из китайского “Политбюро ЦК”, а вовсе не из командных структур Народно-освободительной армии Китая. Поэтому задаче подготовки летчиков для полетов с непростой палубы бывшего “Варяга” придан высший приоритет. Китайцы, получившие через Украину и скопировавшие советский еще палубный самолет Су-27К (известный еще и под обозначением Су-33), заключили с теми же украинцами договор о предоставлении услуг по обучению пилотов. Потому что на Украине есть НИТКА – Научно-исследовательский и тренировочный комплекс авиации. Это построенная в Крыму, близ поселка Саки, копия палубы “Кузнецова” (ну, или “Варяга”, если хотите), на которой пилоты могут отрабатывать взлеты и посадки на корабль. НИТКА сегодня – ключевое звено в цепи, ведущей к тому, чтобы Китай попытался противостоять США в зоне Южно-Китайского моря.
Незадача только в том, что Крым Россия присоединила к себе, вместе с поселком Саки. То есть одним махом пресечено поступательное движение китайских руководителей к установлению контроля над исконно китайскими островами. Русские сработали на стороне американцев, если смотреть из Пекина.
Пекин всегда опасался того, что Россия примет-таки сторону США, а не Китая, и пекинское руководство предостерегало Москву от такого вот необдуманного шага с далеко идущими последствиями. Но Кремль пошел все-таки на то, чтобы поставить под угрозу и будущее любимой игрушки китайских лидеров, и устремления КНР по восстановлению своего суверенитета в Южно-Китайском море. Как вы думаете, поспособствовало ли все это улучшению отношений между Москвой и Пекином? Замечу, что Тихоокеанский флот России раза так в три с половиной слабее китайских ВМС. А на той же карте Великой империи Цинь 1,7 миллиона квадратных километров территории нынешней РФ охвачены – да-да, пунктирной линией. Китайским школьникам преподают: 1,7 миллиона квадратных километров исконно китайской земли (включая китайский город Хуашэйвэй, который русские смешно называют Владивостоком) оккупированы соседями с севера. Это, между прочим, одна десятая территории России. А про договор с Россией о границах (который, кстати, истекает в 2017 году и будет продлен лишь при обоюдном согласии) китайцы даже при визитах в Москву с мягкой непреклонностью говорят: мы добьемся “адаптации документа к изменившимся условиям”.
Игорь Сутягин – лондонский военно-политический эксперт. Бывший сотрудник Института США и Канады, в 2004 году осужден к 15 годам заключения за государственную измену. Приговор ставился под сомнение правозащитным сообществом и Европейским судом по правам человека. В 2010 году освобожден в результате обмена заключенными между Россией и США.
Мнения, высказанные в разделе «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции.