Главная » 2013»Март»12 » Крестьянская философия самопознания - Беседа о дружбе.
21:56
Крестьянская философия самопознания - Беседа о дружбе.
12 марта 2013г. Действующие лица: Сократ, Порей, Черкан.
Черкан: …Не тянешь ты дружище. Мне более сподручней самому будет.
Порей: А ты научи.
Черкан: Порой мне кажется, что учить тебя бесполезно. В разговоре ты всё понимаешь, а как до дела доходит, так всё время делаешь что-то не то. Дружба дружбой, но дел с тобой иметь не хочется.
Порей: Какая ж это дружба тогда? Похоже, ты теперь меня условным другом считаешь? Глядишь, ещё чуть-чуть и совсем считать перестанешь.
Черкан: Не перестану. Но пока ты не изменишься, общие дела с тобой начинать не буду.
Порей: Так ты помоги. Друзья должны помогать друг другу в беде.
Черкан: Может и должны. Да в беде ли ты? По моему, тебя всё устраивает. Ты свою долю от общего дела получаешь и рад. А то, что твоя постоянная неловкость и несобранность создают мне лишний повод для суеты – замечать не хочешь. Так то я рад, конечно, с тобой мило за жизнь побеседовать, но только лишь это и не более.
Порей: Понятно. Похоже, ты меня теперь записал в разряд обычных приятелей и более другом не считаешь?
Черкан: Давай без обид! Мы друзья, но без общих дел. Помочь по хозяйству, помогу, а на совместный промысел с тобой не пойду.
Порей: Не, это уже дружбой не назовешь.
Черкан: Почему нет? Для меня это тоже дружба.
Порей: Странная она какая-то для меня. Слушай, а пошли к Сократу? Вон он как раз на крыльцо вышел. Спросим у него как должна выглядеть дружба и друзья ли мы после твоего разделения или нет.
Черкан: Пошли.
Порей, Черкан: Здорова, Сократ!
Сократ: И вам доброго денёчка.
Порей: Сократ, ты у нас знаток всяких тонкостей! Вот скажи, что такое дружба?
Сократ: Ох! Ты сразу не в бровь, а в глаз, а потом ответ выцарапать. С твоими постоянным запросами, Порей, скоро мне придётся на забор табличку вешать «Библиотека им.Ленина» ищите что хотите. Порей, я ведь на солнышко погреться вышел, а ты мне тут такие вопросы преподносишь!
Порей: Сократ, я их не просто задаю. Мы тут с Черканом повздорили. Возможно, твой ответ спасёт нашу дружбу. Так что побудь, пожалуйста, нашим спасителем.
Черкан: И я тебя о том же прошу, Сократ. Надо бы нам в этом вопросе разобраться. Третья сторона, да ещё в лице тебя могла бы сильно облегчить наше дело.
Сократ: Ну, тогда выкладывайте, о чём у вас зашёл спор.
Порей: Мы разошлись во мнении. Когда друзья перестают иметь общие дела друг с другом, остаются ли они друзьями.
Сократ: Предполагаю, чтоб рассудить ваш спор нужно определить, что такое дружба. Верно?
Порей: Согласен.
Черкан: Без этого никак.
Сократ: Тогда, Порей, с тебя и начнём поиск определения. Опиши, как ты понимаешь, что такое друг.
Порей: Это сообщник в каком либо деле. Он понимает о чём я говорю и поддерживает меня, ну а я делаю тоже самое по отношении к нему.
Сократ: Т.е. друг всегда за тебя и против тебя не пойдёт?
Порей: Ну да. Если против меня, это уже не друг, а враг получается.
Сократ: Не значит ли это, что друг всегда принимает твою сторону?
Порей: Я бы так не сказал, ведь с другом я могу поспорить и поссорится.
Сократ: Разве поссорившись вы остаётесь друзьями и точно также беззаботно общаетесь?
Порей: Ты прав, не точно так же. Мы сердимся друг на друга и пытаемся каждый доказать правоту.
Сократ: Выходит, во время спора или ссоры два человека всегда находятся на разных сторонах баррикады?
Порей: Видимо, да.
Сократ: А когда у них дружба и понимание, они всегда на одной стороне.
Порей: Согласен.
Сократ: Черкан, ты согласен с нашими выводами?
Черкан: Да.
Сократ: Давайте тогда теперь поглядим что это за сторона. Вот представьте себе какую-нибудь подвижную игру. Скажем, взятие снежной крепости. Есть нападающие и есть защитники. Две разные стороны. В нашем рассуждении, мы возьмём сторону защитников, т.к. они в движении более ограничены и от этого им крайне необходимо взаимодействие друг с другом. Порей, чуешь, само выражение «друг с другом», в нашем языке, подсказывает, что взаимодействие скажем так, односторонников, происходит уже как бы между друзьями?
Порей: Точно!
Сократ: Но идём дальше. У каждого защитника есть игровое дело – защищать. Все ли его будут хорошо делать?
Порей: Ну это же игра! Конечно все.
Сократ: А если среди вас, защитников, окажется девушка, а среди нападающих будет парень, которые очень сильно любят друг друга и даже в этой игре хотят быть вместе. Как они себя поведут?
Черкан: Девушка может помочь парню забраться на своём участке и мешать нам столкнуть его.
Сократ: Почему?
Черкан: Подумает, что парень может сильно ударится и повредиться.
Сократ: Очень возможно. О чём это говорит?
Порей: Что у них против нас заговор!
Сократ: Скорее очень сильная связь, которая будет проявляться во время игры в виде помехи для защищающей стороны. Из-за этой связи девушку условно можно отнести к нападающей стороне и считать слабиной защищающейся. Согласны?
Порей, Черкан: Да.
Сократ: Не означает ли это для нас, что ту или иную сторону создают связи?
Порей: Так и есть. Защитники связаны одной задачей, это и есть их связь. А у девушки с парнем любовь.
Сократ: Давайте теперь вспомним для чего предназначены связи. Черкан, ты у нас любитель всякого охотничьего ремесла, скажи для чего тебе нужна верёвка в делах?
Черкан: Я много ловушек с её помощью делаю.
Сократ: Т.е. она тебе позволяет создавать из простых подручных средств сложные улавливающие устройства?
Черкан: Можно и так сказать.
Сократ: Не будет ли это подобие похоже на то же, что происходит с людьми, когда их связывают одной задачей?
Черкан: Возможно. Ветки, это люди, а верёвка связь. Для приготовления простой ловушки иногда достаточно только веток и верёвки. Свяжешь ветки и они работают как я задумал, создав механизм ловушки. Я понял, Сократ! Для простого дела достаточно двух людей и общего желания что-то построить. Если люди толковые и друг друга понимают, то у них и дело быстро справится и каждый получит то что ему нужно.
Сократ: Верно. Заметь, и дружба, ту которую мы любим называть настоящей, возникает только после того как дело состоится. А рушится тогда, когда из-за непонимания каждый из участников становится в убытке. Ну, или кто-то один.
Черкан: Согласен, если одна сторона в игре или деле побеждает, то довольны должны быть все, кто был на этой стороне в равной мере…
Порей: Так что, дружба это связь?
Сократ: Если только не любая.
Порей: Как это?
Сократ: Ты же можешь про двух людей сказать, что их связывает дружба?
Порей: Могу.
Сократ: Погляди наш пример подобия с верёвкой, верёвка создаёт связь, но сама верёвка не есть связь. Так и дружба, связывает, но сама по себе она не связь.
Порей: Точно. Теперь разглядел. Давай искать дальше.
Сократ: Итак, мы нашли, что друзья всегда на одной стороне и связаны чем-то, для того чтоб поставленная перед ними задача выполнилась легче, чем бы они это делали по одному. Теперь поищем чем.
Порей: По моему, одной задачей или одним намереньем. Другого я не вижу.
Сократ: Согласен, это обязательно должно присутствовать. Но вспомни, какое-нибудь большое дело, где участвовала вся деревня. Помнишь, мост через речку строили? Все знакомы, общались друг с другом не раз, но среди всех прочих ты выделишь всего несколько людей, к которым внутренне располагаешь и тянешься. Назовёшь друзьями.
Порей: Так и есть.
Сократ: Не значит ли это, что при дружбе присутствует нечто большее, чем общая задача или намеренье?
Порей: Да! Друг ещё должен меня понимать, а я его! Именно из-за этого наши дела будут более слажены и проходить в доверии.
Сократ: А что обеспечит вам понимание друг друга?
Порей: Даже не знаю. Мы обычно понимаем и всё.
Сократ: Ну, а ты, Черкан, что скажешь?
Черкан: Общие взгляды на дело. Мне гораздо легче взаимодействовать с кем-то, когда он уже знаком с предстоящей работой и знает как всё должно быть устроено.
Сократ: Т.е. мы можем сказать, что схожесть образов, обеспечивает быстрое понимание?
Черкан: Согласен.
Сократ: Но это мы рассмотрели схожесть в рамках общего дела среди мастеровых людей. Дружба возникает не обязательно только среди них. Значит, схожесть образов происходит в более широком смысле. Если я назову эту схожесть, общим мировоззрением, вы будете согласны?
Порей, Черкан: Да.
Сократ: Но общее мировоззрение тоже не всегда может стать поводом для дружбы, хотя для её возникновения, оно, по моему, должно присутствовать обязательно. Иногда даже у друзей общие взгляды на мир могут изменится, но они ещё долго могут друг друга считать друзьями и каждый раз стремится к общему пониманию. Выходит, должно быть ещё одно составляющее, которое бы обеспечило дружбу.
Порей: Мне тоже так кажется.
Сократ: Тогда вспомни, как друзья заботятся друг о друге, иногда чуть ли не также как о своих родных. Вот ты, Порей, не раз делал подобное. Что тебя к этому толкало?
Порей: Сложно ответить, Сократ. У меня есть внутренний неуют, когда другу плохо.
Сократ: Т.е. ты спешишь помочь не из-за долга, а потому что тебе тоже становится не хорошо? И ощущения почти подобны, когда вдруг заболевает кто-то из членов семьи.
Порей: Да. Так и есть. Когда болеют мать, отец или жена с детьми, мне плохо.
Сократ: Но все наши близкие родственники вписаны нами в мир нашей души, который мы стремимся построить. Без них, мир будет не полным и ощущение счастья не придёт. Поэтому, когда они болеют, наша душа телесно ощущает опасность, что мир души может не состояться в том виде, который ей нужен. Не означают ли подобные беспокойства по отношению к друзьям, что и друзья вписываются в этот же мир?
Порей: Очень похоже на то. Теперь я начинаю понимать куда ты клонишь, Сократ.
Сократ: Ну а если так! То дружба будет взаимным пониманием людей, что мир их душ един или очень схож.
Черкан: Да-аа… Слушай, Сократ, после нашего рассуждения я по новому взглянул на поговорку «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты»…
Сократ: Тогда я на солнышке по блаженствую, а вы между собой дальше сами разберётесь.