Самое невыносимое при коммуникации с людьми (не какими попало, а замечательными, зачем с другими-то дело иметь) - явственно видеть на них отметины ада, чёрные дыры куда уходят все силы, не менее явственно видеть стены, в которые они упёрлись лбом и бодро маршируют на месте, не менее явственно - чудовищ, которые их пожирают, всю вот эту красоту, которая проступает порой просто во взгляде, осанке, повороте головы, или в одной-единственной вполне безобидной фразе, вслух или по переписке, неважно, всё это может проявиться в любой момент. Не выдумывать, а видеть, это разные вещи, перепутать невозможно, увы.
Самое невыносимое - видеть это и оставлять, как есть, потому что я с этим не справлюсь, уже вот прямо сейчас не справляюсь, всё это не моего ума дело, хотя моя (очень моя) печаль, с которой надо жить дальше, ну а как ещё. Я нам тут не господь-бог (уж точно не в большей степени Он, чем каждый сам себе). Отдавать себе в этом отчёт, будучи при этом деятельной натурой, крайне мучительно. Но других вариантов нет.
Зато конечно бывают удивительные бонусы: зная кого-то много лет, лично, или только по текстам (или даже по записям здесь), видеть, как в человеке закрываются эти адовы дыры, рушатся стены, с визгом разбегаются невидимые хищные чудовища, как их становится меньше и меньше, а то и вовсе не остаётся (по крайней мере, из видных мне). И понимать, что человек справился сам. Ну или с чьей-то помощью, но какая разница, справился всё равно. Красивей этого зрелища постепенной победы духа над адской трясиной небытия я вообще ничего не знаю. Стоит терпеть этот ваш душный кинотеатр сансары, если в нём иногда показывают вот такое кино.