Сократ: Чего-то ты сегодня задумчивый и тихий. Мы так с тобой ненарыбачим. Давай, сознавайся чем терзаешься.
Порей: Об изменах думаю.
Сократ: А чего о них думать-то? Измена ну и измена. Она либо есть, либо её нет. Делов-то.
Порей: Мне хочется понять, правильно ли жить, изменяя супругу, или же это действительно что-то плохое проявляется в человеке.
Сократ: Вот куда тебя понесло! Тогда сначала скажи, что ты понимаешь под изменой. А уж потом мы с тобой сможем определить плохо это или хорошо.
Порей: Под изменой я подразумеваю случаи, когда один супруг предаёт другого и ходит за любовными ласками на сторону.
Сократ: Т.е. для тебя предательство и измена одно и тоже?
Порей: Да!
Сократ: А ты не задумывался, что эти слова всё-таки разные? Посуди, зачем одному и тому же явлению иметь два разных слова?
Порей: Не знаю. Возможно разные люди придумали. Одно слово в одном месте прижилось, другое в другом.
Сократ: По моему, таким предположением, ты оправдываешь лишь свое нежелание думать и понимать. Вспомни, как бывает в жизни с человеком? У него может быть общественное имя, фамилия, псевдоним или прозвище, но мы в общении всегда называем его одним именем. И если он уходит из нашей жизни на долго, то мы вспоминаем его только по этому имени. Всё остальное забывается как ненужное. Так и с явлениями. Имена им придумывают многие, но в народе остаётся жить лишь самое яркое, которое более всего подчеркнёт его понимание. Ну а раз, эти два слова постоянно у нас в обиходе и даже не пытаются уходить из языка, значит, они отражают два разных явления.
Порей: Ты прав, Сократ. Я теперь вижу, что мне нужно получше разглядеть эти понятия. Помоги мне в этом?
Сократ: Хорошо. Давай порассуждаем. Попробуем найти явное отличие в них. Для начала, я предложу тебе немного оставить супружескую тему и перейти рассматривать эти понятия в военной области. Кажется мне, что и измена и предательства пришли к нам из военного дела, где есть чёткое разделение людей на своего и врага.
Порей: Очень похоже.
Сократ: Но даже если и не так, то ярче всего мы всё таки разглядим эти понятия на примере войны. Представь себе боевые условия, где жизнь каждого в отряде зависит от плеча товарища. Если кто-то из них предаст других врагу, то ради чего он это сделает?
Порей: Скорее всего враг ему что-то пообещает. Может золото, может жизнь сохранить.
Сократ: А как сам враг будет относится к такому человеку?
Порей: С презрением. Никто не любит продажных людей, у которых нет чувства долга и чести.
Сократ: Значит при случае, такого человека-предателя убьют?
Порей: Наверняка, если он конечно не может принести пользы. Предатели не нужны и врагу.
Сократ: Тоже так думаю. Но не значит ли это, что предательство всегда основывается на низменных чувствах?
Порей: Точно, Сократ! Именно низменные чувства во время войны вызывают отвращение. Такие люди не способны на подвиг и рассчитывать с ними на победу у остальных не получится.
Сократ: Да, люди, идущие на подвиг во время битвы, явно с презрением отнесутся к таким товарищам, которые для них не товарищи. Герой во время свершения подвига видит большую мечту, именно поэтому его дух крепок. Предатель же, скорее всего, её не видит и потому для него оказываются важнее вещественные ценности жизни. Значит, мы можем заключить, что предатель всегда слаб воинским духом и неустойчив к охоте до вещей этого мира.
Порей: Согласен.
Сократ: А не будет ли эта черта являться основой любого предательства?
Порей: Скорее всего будет. Я не нахожу другой.
Сократ: Хорошо. Раз ты согласен, давай теперь поищем суть измены. Вот ты сидишь в окопе с товарищами, отбиваешь нападение врага и вдруг кто-то кричит «Измена! Измена!». Что ты при этом будешь наблюдать?
Порей: Скорее всего как одни бывшие свои убивают других.
Сократ: Верно. Если бы это был предатель, то стал бы он ввязываться в бой со своими и подвергать опасности свою жизнь?
Порей: Не знаю, Сократ. Если предателей много, то скорее всего ввяжутся, чтоб спасти свою жизнь.
Сократ: Хорошо, пусть будет такой случай. Вот началась битва и предатели напали сзади сговорившейся толпой. Вы вовремя заметили предательство и начали отбиваться. Что они будут делать?
Порей: Будут спасать свою жизнь. Враги им пообещали что-то ценное, а эта ценность имеет значение, только когда жизнь продолжается. Предатели обратятся в бегство и попытаются добраться потом до врага-союзника.
Сократ: Сразу?
Порей: Нет, конечно. Их в пылу битвы мой враг не отличит от меня и убьёт. Получается им нужно выйти из битвы, а потом найти связного, который бы помог мирно войти в стан врага и получить свою награду за предательство.
Сократ: Согласен. Я тоже считаю, предатель всегда будет бежать из опасного для него места. И чем меньше количество предателей, тем меньше они будут участвовать в сражении и быстрее сбегут. В случае измены, по моему, другое положение дел. Как правило, изменник встречается с нашим врагом как с другом и сражаться с нами начнёт яростно.
Порей: А ведь верно, Сократ! Я сразу вспомнил истории с многочисленными дворцовыми переворотами. Их участники шли там до конца. Либо победа, либо смерть.
Сократ: Не значит ли это, что изменник руководствуется совсем не низменными чувствами во время сражения? Как думаешь, для него есть высокие ценности?
Порей: Точно. С изменниками всё не так как с предателями. Они не бегут от сражения и не скрываются со своими полученными богатствами. В конце битвы их либо казнят, либо они тайно продолжают борьбу, либо побеждают и получают тот мир, к которому стремились.
Сократ: Выходит у них есть мечта и они к ней идут?
Порей: Получается так.
Сократ: Хорошо. Согласишь ли ты, если я подведу вывод под нашим рассуждением, что суть измены, это смена пути достижения своей мечты?
Порей: Поясни лучше. Почему смена пути?
Сократ: Смотри, изменник ведь раньше был на нашей стороне?
Порей: Да.
Сократ: Если это бой, то значит он защищал те же ценности что и ты, и теми же средствами. Он был твоим плечом и опорой, а ты его. Оба вы смотрели друг на друга, как на помощников, на пути к одной мечте. Но вдруг он из помощника превращается в противника. Как думаешь, из-за чего это происходит?
Порей: Наверное, потому что мечта поменялась.
Сократ: Возможно. Но я думаю, что не так то просто мечту поменять. Мечта это призрак, видение мира, который нужен для жизни нашей души. Мы её несём с самого детства. С возрастом происходят лишь уточнение по отношению к действительности. Мы узнаём устройство мира и тут же вносим изменение в образ мечты, чтоб она смогла точно воплотиться. В молодости и юности мы слушаем много рассказов о чужих победах, видимо поэтому образ нашей мечты изначально строится из мира сказок. Естественно, такой образ не совершенен и поэтому он не совсем рабочий. В поздней юности мы осознаем это, потом разочаровываемся… и предаём себя, отказываясь от мечты.
Порей: Очень знакомо.
Сократ: Не грусти. Тут тоже не всё просто. Разум всё равно, можно сказать тайно, продолжает работать на мечту. Он скрытно от тебя самого составляет образ твоей мечты. Заставляет её вызревать. А потом у многих бывает так: в зрелом возрасте вдруг приходит яркое понимание чего ты хотел и к чему стремился. Мечта начинает звать и ты неволен не собираться в этот путь.
Порей: Да уж. Эту силу зова я на себе уже испытал. Тут точно есть состояние невольности. И я знаю, что освобождение я смогу получить, только когда достигну своей мечты.
Сократ: Вот-вот. Тоже самое происходит с изменниками. Разница лишь в путях достижения. Думаю, что раньше он шёл вместе с тобой рядом, потому что видел в тебе спутника. Потом что-то произошло у него в сознании и он разглядел в тебе вместо спутника врага, т.е. человека чья мечта противоположна его. Так что скорее всего он не менял мечту, он неверно разглядел твою, или наоборот перестал её видеть. В таком случае, он стал менять свой прежний путь достижения мечты на новый. Ранее он учитывал совместное движение с тобой, теперь ему пришлось внести изменения в образ пути, где ты стал помехой, которую нужно устранить и тогда он сможет добраться до своего рая на земле.
Порей: ..и выходит, изменой мы называем смену образа пути к мечте.
Сократ: Думаю да.
Порей: А как же тогда через это понимание объяснить те измены, которые мы называем супружеской неверностью.
Сократ: Вообще-то звучание верность- неверность тебе уже должно было дать подсказку. Эти слова намекают на веру. Веру во что-то.
Порей: Ох, Сократ, тут столько смыслов открывается, что я даже не знаю за что зацепиться. Мысли разбредаются.
Сократ: Хорошо. Давай по порядку. Какой именно вопрос тебя озадачивает?
Порей: Почему супруги стремятся к изменам?
Сократ: Ну, это ты уже и сам можешь понять легко. Супруги, это явно те же два воина, которые решили построить свой земной рай. Если один из них бросает другого и идёт на чужбину строить отношения с чужаками, что это может означать?
Порей: Что мир семьи ему стал видеться иначе.
Сократ: Верно. Он увидел, что всё его сегодняшнее семейное устройство ведёт его совсем не туда, куда рвётся душа. Вот он и изменился. Точнее осознал и принял, что надо искать другие пути достижения мечты. А так как его мечта включает нахождение рядом с ним единомышленника и спутника, он идёт искать такого на чужой земле среди чужих.
Порей: Почему?
Сократ: Потому что, на своей земле и рядом с собой он разглядел не помощника, а помеху. Прямо там, на месте своего супруга.
Порей: Да уж… Под таким углом, мой первый вопрос «измена, это хорошо или плохо», теперь кажется мне совсем бессмысленным…