Главная » 2013»Апрель»16 » Крестьянская философия самопознания - Пахтание понятий.
16:11
Крестьянская философия самопознания - Пахтание понятий.
16 апреля 2013г.
Мы, люди, очень хотим быть понятными, но ещё больше хотим, чтобы нас понимали. Без понимания жизнь становится скучной и тоскливой. Помню, в одном старом советском фильме («Доживём до понедельника») юный герой в своём сочинении написал «Счастье – это когда тебя понимают.» Может это и не так, но и мной и теми, кому я задавал вопросы про то, что такое счастье, ощущается, что без понимания счастье невозможно. А мы, люди, счастья хотим ещё больше чем понимания. Да и собственно, наше желание быть понятными и жить среди тех кто нас понимает, не есть ли ступенька на пути к обретению счастья? А если это так, то не пройти её или перескочить, значит допустить ошибку в самом начале своего пути и прожить всю жизнь так и неощутив себя счастливыми. Позволить себе жить без счастья, да ещё и лишить его близких я не могу. Значит стоит более пристально рассмотреть, что позволяет нам лучше понимать других и объясняться пред людьми так, чтоб они нас поняли. На мой взгляд, это понятия.
Толковый словарь Ожегова, на вопрос что такое понятие отвечает так:
ПОНЯТИЕ: представление, сведения о чем-нибудь.
И действительно, если посмотреть внутрь себя, в пространство своего сознания, то можно увидеть, что оно заполнено различными сведеньями и представлениями о мире, в котором мы живём, о себе, как части этого мира. Все они, по отдельности кажутся не важными и представляют собой лишь скомканые описания о том, как мы когда то столкнулись с тем или иным явлением мира. Этакие маленькие чёрточки воспоминаний, вот здесь вот я обжегся, вот здесь простыл, тут меня отругали, тут мной восхитились, а здесь прогнали. Чёрточки чёрточками, но как только мы начинаем делать дела, так сразу все эти чёрточки складываются в чёткий образ того с чем нам предстоит столкнуться. Тогда мы кричим «Эврика!» или «Я знаю что делать!» или просто говорим «Я понял». И всё это благодаря образу, который сложился в понятие. Но тогда всё получается, что понятия нам важны не только для того чтоб жить среди людей понимающих, но и просто жизненно необходимы для выживания в мире людей. Иначе остальные люди не будут иметь дело с человеком, который берётся за дело, но понятия о том как оно делается не имеет.
Тогда стоит приглядеться глубже к тому что представляют из себя наши понятия. Самый лучший ответ я нашел у одного современного психолога А.А.Шевцова (по моим меркам величайшего исследователя психологии нашего времени) в книге «Очищение. Сознание» том1. На стр.206 про понятия он писал следующее:
«Имя (слово – примечание моё), которое звучит, есть имя понятия. Лишь понятие, есть имя вещи, по тому что у вещей неимоверно сложные имена, состоящие из всех наших впечатлений от взаимодействия с этими вещами, накопленных за жизнь»
Но жизнь наша долгая. На её протяжении мы многократно сталкиваемся с одними и теми же явлениями, но в разных условиях. Наши понятия растут и уточняются новыми кусочками… и становятся неимоверно большими. На столько большими что мы путаемся в них. А когда пытаемся рассказать о них другому человеку, то с удивлением видим что он понимает что то другое, чем то что мы пытаемся ему донести. Мы пытаемся объясниться снова, а потом снова и снова, каждый раз уточняя и уточняя свои представления перед этим человеком. Если он искренне желает понять нас, то у нас есть шанс что мы будем поняты. А если нет? Как например чиновники в какой-нибудь администрации или служащие какого-нибудь сервиса. Им ведь главное отвязаться от назойливого человека, который отвлекает их от ничегонеделанья. Либо ещё хуже «состричь бабла» пользуясь его непониманием.
Когда я первый раз столкнулся с подобным, меня охватила серая безнадёга. Я стал искать на вопрос, как сделать так чтоб понятия перестали быть такими сложными. Ответ я нашёл опять же у А.А.Шевцов, но в уже более поздней книге-исследовании «Битва за любовь» (стр.17) в словах:
«Прикладная культурно-историческая психология начинается с того, чтобы упахтать своё понятие о том, что собрались исследовать».
Далее на стр.19 он определяет пахтание так:
«Пахтать – сбивать кашеобразное в комок, который можно взять руками».
Я тогда поразился такой точности. Ведь действительно, наше сознание, наполненное впечатлениями представляет собой кашеобразную среду, в которой просто так ничего не выловишь. Можно доставать только комки и в таком виде использовать. Эти самые комки и есть наши понятия.
После этого, вот уже несколько лет я занимаюсь пахтанием понятий, что по своей сути есть пересмотр своих представлений и очищение их от лишних черт, путём осознавания. Что это даёт? Более точное виденье. Явления распознаются легче, а взаимодействия с людьми становятся более точными и приносят наслаждение от того как быстро делаются дела. Если мир раньше воспринимался, как незнакомый лес, где есть тропки, холмы и просветы, за которыми скрывалось непонятно что и которые ведут непонятно куда, то сейчас ощущение, что я всё в том же неизвестном лесу, но только в руках у меня есть набросок карты местности и компас. А это значит, что у меня есть шанс не заплутать и добраться до места, где я буду счастливым, а может и до мечты… ...ещё при этой жизни.
Вот уж действительно справедливое замечание, что одну вещь, каждый из нас видит и воспринимает по-разному, по-своему... На память пришло яркое воспоминание из моей жизни на эту тему. Во время получения мной очередного образования, нам задали подготовить психологический "разбор" одного из произведений известного классика. Каковым же было всеобщее удивление, когда при пересказе событий каждым из нас этого произведения, оно стало практически неузнаваемым!!! Каждый, незаметно для себя, "привносил" свои детали восприятия и эмоциональные "краски"...)) Все были потрясены, настолько очевидным это было для каждого из нас! И это послужило тому, что остальное время занятия, было потрачено на анализ и осмысление данного феномена... Как нам понять друг друга?! Отсюда и "трудности перевода"...
Понимают люди друг друга по созвучию. Иногда и слов не нужно, один не успел сказать - а другой его уже понял. В любом произведении каждый видит своё, акцентируется именно на этом, возможно и дополняет - своим опытом, своим пониманием. Отсюда же идут различные трактовки произведений у режиссёров.
Это понятно. Вот только дело в том, что созвучных нам людей, как правило, встречаешь не часто, а общаться приходится каждый день и с разными, чаще - несозвучными людьми. Нужно учиться быть Услышанным...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]