Главная » 2015»Май»8 » Метафизика, мистика и сверхспособности в контексте пробуждения.
18:44
Метафизика, мистика и сверхспособности в контексте пробуждения.
8 мая 2015г.
Есть одна весьма сложная область, которую не помешало бы прояснить. В её пределах спотыкаются многие из тех, кто определяет свою цель как пробуждение. Читая письма читателей, мне приходится иметь дело с этой темой довольно часто, так что этой статьей я постараюсь одним махом скосить целый урожай вопросов. И сегодняшняя тема такова: мистические переживания, метафизика и сверхспособности в контексте пробуждения.
Я уже задевал эту тему в статье «Про духовную имитацию и уютные остановки». Но это та тема, которую следует рассмотреть подробнее, потому что для многих это область либо густого тумана, в котором ёжик зовёт мифическую лошадку, либо ложной ясности, при которой ёжик, находясь в тумане, рассказывает басни о звёздном небе.
Давайте начнем с того, что определимся с основными понятиями.
Термины
Мистицизм – это мировосприятие, включающее в себя области за пределами привычного восприятия людей. Эти области принято называть сверхестесственными, но это весьма условное и относительное название. Всё просто — люди привыкли оперировать вниманием в определенном диапазоне, и этот диапазон определяет то, что человек называет миром. Мистицизм подразумевает расширенное восприятие. И как следствие более широкую картину мира.
Метафизика – это описание реальности и её фундаментальных основ. Она может включать в себя и мистицизм, как основу для описания.
Сверхспособности – это следствие расширенного восприятия. И они могут быть весьма разнообразными. Чем шире диапазон восприятия мира, тем больше возможностей для взаимодействия с ним.
Где же, исходя из этих определений, место для пробуждения?
Ответ: нигде. И вот тут следует быть внимательным.
Пробуждение подразумевает самоосознание за пределами чувственного восприятия, за пределами форм и описаний. За пределами как грубого, так и тонкого. Это потеря какой-либо позиции и точки зрения, благодаря чему и приходит осознание всего разом, целиком, как одного неделимого, в котором нет двух – ни воспринимающего, ни воспринимаемого.
Вопрос стоит радикально: пробуждение от чего? Ответ таков: от мира и всего того, что в нём есть, включая личность пробуждённого. Пробужденный по праву может быть назван «не от мира сего», ибо пробуждение – это осознание себя как того, кто миром не затронут.
Это не расширенное восприятие в новом состоянии сознания. Это не другое описание реальности. Это не сверхспособность и не какой-либо из уровней, который нужно достигнуть.
Говоря о пробужденном восприятии мы говорим об естественное состоянии бытия каждого живого существа до наложения на него чувственного восприятия, появления каких-либо качеств и умственных описаний. А это в свою очередь составляет весь человеческий опыт, всё что человеку известно. Пробудиться — значит осознать себя за пределами известного, проигнорировать всё, что ты знаешь. И это в сущности значит следующее: проигнорировать весь мир, включая тело, эмоции и чувственное восприятие – как грубое, так и тонкое.
А теперь рассмотрим как всё это соотносится друг с другом, в рамках одной метафоры.
Простая метафизика
Давайте представим себе, что материальная часть мира – это сцена кукольного театра. Такого, в котором куклы надеваются на руки и говорят голосами своим кукловодов.
Куклы – это человеческие тела, персонажи, исполняющие свои роли в людской театральной постановке. И вот на сцене куклы движутся и отыгрывают какой-то сложный сценарий.
Почти все отождествлены с этими куклами, самозабвенно веря в некую объективную реальность и эту кукольную сцену. Но есть и те, кто в силу разных причин, однажды перестали пристально смотреть на свою куклу и вдруг заметили руку, на которую кукла надета.
«Ого-го! Я не это тело! Вот он я настоящий!» — смотря на выглядывающую из под куклы руку и сотрясая ею, восклицают они, — «Вот он я! Вот скрытая реальность! Теперь мне всё ясно!»
И под впечатлением этого открытия, некоторые высовывают руку из куклы и начинают исследовать ею сцену и закулисье, будто заново открывая для себя реальность.
При этом они не обращают внимание на важную деталь — на руке почему-то нарисован персонаж, которым эта рука управляла, т.е. рука выглядит почти так же как и кукла, только теперь она не так привязана к сцене и обладает куда лучшей способностью что-либо схватывать.
И вот эта персонифицированная кисть руки начинает передвигаться по закулисью и сталкивается с другими ручками, общается с ними, узнает много нового, начинает влиять на кукол и сцену, оперируя новыми возможностями. Иногда, они мешают другим отыгрывать свои роли, иногда шатают сцену, или выкручивают гайки у её основания, сами того не понимая. А потом они жалуются, что администраторы театра следят за ними и не разрешают делать, что хочется.
Когда ты отождествлен с куклой – это обычная человеческая жизнь. Когда же отождествляешься с разрисованной рукой, тогда это называют внетелесными, или астральными опытами.
Некоторые идут дальше. Они замечают, что эта кисть руки растёт из запястья, переходящего в локоть и плечо, а потом и вовсе во что-то трудно представимое. Тогда они начинают понимать, что всё намного сложнее, и что они представляют из себя нечто намного бОльшее, чем эта разрисованная кисть. Да только признать себя этим бОльшим означает распрощаться с частью набранных убеждений и опор в привычном восприятии.
И вот когда остается цепляние за это привычное восприятие, но при этом выражена тяга к своим истокам, тогда рука поворачивается к телу, частью которого является, и начинает говорить с ним, так, как будто есть два отдельных субъекта: рука – один субъект, и тело – другой. Вот тогда и возникают концепции о малом и большом «я». И такое общение люди называют «контактом с высшим я».
А если смотреть не на свой исток руки, а на истоки других рук, тогда можно начать контактировать с другими «высшими я».
Одни из них управляют куклами, другие же не имея своей куклы, бродят по закулисью, исполняя какие-то свои задачи. Они входят с тобой в контакт, чтобы сообщить то, что тебе, или другим необходимо услышать. Их появление – это всегда ответная реакция на выраженное намерение. И если ты им уступаешь свою куклу, позволив ею управлять и говорить, то это называется ченнелинг.
Ослабляя привязанность к кукле и руке, внимание переносится на бОльшие части тела. «Ха!» — восклицает тот, кто вновь расширил своё восприятие, — «Я на самом деле не эта рука, а кукловод, который управляет ею! Вот она какая — подлинная целостность! Вот что такое Душа!»
И вот игра в управление и делание продолжается на новом уровне. Но однажды, когда интерес к происходящему на сцене и закулисью уменьшится, тот, кто считает себя кукловодом, спросит себя: «А для кого, собственно, разыгрывается эта театральная постановка? Кто зритель?»
Тогда он неожиданно может обнаружить, что именно он наблюдает за всем этим. И что всё воспринимаемое до этого было театральной сценой в большом цирке. Будучи зрителем в зале, он смотрел на круглую цирковую арену с разных сторон, поэтому видел и кукольное представление на ней, и её закулисье с кукловодами. И это было так интересно и захватывающе, что он постоянно отождествлялся с тем, что видел.
И это по большому счёту нормально, ведь для этого он и пришел на это представление – переживать наблюдаемое.
Сам же зритель находится вне сцены и закулисья. Он не затронут ими. И всё же всё что он видит – его же проекции, полностью согласованные с его виденьем.
Но и это не всё. Хоть зритель и свободен от сцены и от всех видимых форм, но он не свободен от некой точки обзора, которую он занимает в зале. И эта точка обзора все ещё обусловлена наличием идеи «я». Ранее она выражалась как «я кукла», потом — «я рука», позже — «я кукловод», теперь же — «я наблюдатель». Поэтому цирковая арена видится им как нечто отдельное от него самого.
Когда отпускается и эта идея, всё воспринимается разом, со всех сторон и одновременно. И всё происходящее видится как внутреннее содержание сознания в отсутствии идеи о воспринимающем. Тогда остается только восприятие, только сознание, только основа бытия.
Парадоксы восприятия
Люди со склонностью к восприятию тонкой составляющей мира, не имея переживания изначальной основы бытия, неизбежно будут увлечены миром собственных проекций, который они будут считать реальным и независимым от их восприятия. Отсюда и большинство парадоксов, заблуждений и путаницы. И поэтому духовные традиции настаивают на том, чтобы не придавать большое значение ничему из воспринимаемого, и не увлекаться так называемыми сверхспособностями. По этой же причине на востоке настаивают на наличии Гуру, который всякий раз будет указывать тебе на очередное отождествление, очередную остановку или схождение с пути.
Изначальная основа бытия – это чистое сознание вне форм и концепций. И это – изначальная природа каждого, независимо от того осознает он это, или нет. Вся воспринимаемая реальность разворачивается внутри этого сознания.
Почему говорят, что все формы нереальны? Потому что они – лишь видимость, обусловленная восприятием конкретного существа. Это легко понять, если сравнить человеческое восприятие с восприятием какого-нибудь животного. Например, летучая мышь воспринимает очень широкий диапазон звуков, и эта звуковая чувствительность такова, что она как будто бы видит звук в объеме, определяя с его помощью расстояние до объектов. Там, где человек ничего не воспринимает, летучая мышь воспринимает определенную часть реальности. Её зрение при этом тоже весьма отлично от человеческого.
И вот вопрос: чья картина мира реальна? Человека или летучей мыши?
Ответ прост — ничья, если говорить о форме. И та, и другая картина мира обусловлена органами восприятия данного существа. Реальность приобретает ту форму, которая свойственна этому восприятию.
И тут некоторые могут начать возражать: но я способен воспринимать мир не используя органы восприятия, т.е. не пользуясь физическими глазами, ушами, носом, языком и кожей.
Да, способны, но при этом вы пользуетесь отпечатками именно этих пяти чувств в уме, так как у вас уже был этот опыт восприятия в прошлом, и ум способен его воспроизводить. То же самое происходит в сновидениях любого человека — тело спит, а все пять чувств используются внутри мира сновидения. И если вы на это посмотрите с этой стороны, то поймете, что это не так уж и необычно.
Вы не способны придумать совершенно новое чувство. Вы пользуетесь комбинацией тех чувств, опыт которых у вас имеется. В измененных состояниях сознания вы можете их усилить, или причудливо соединить, но новое чувство вы не можете даже вообразить. А то самое шестое чувство – это интуитивное знание, которое возникает в уме, не схваченного пятью чувствами. В некотором смысле ум – это орган шестого чувства.
Из сказанного можно вывести ещё одно частое заблуждение тех, кто воспринимает тонкие уровни. Многие думают, что если они способны успокоить тело и отвлечься от него, перенеся внимание на более тонкие уровни, то значит они уже с телом не отождествлены.
Вообще-то это не так.
Во-первых, как уже было сказано, при этом используются пять чувств, свойственных физическому телу.
Во-вторых, сохраняется представление о себе как об отдельной личности, которая недавно находилась в теле. А образ личности неразрывно связан с телом и его историей, поэтому тонкое тело по-началу видится как его копия.
В-третьих, такое личностное восприятие обуславливает то, что при этом воспринимается на тонких уровнях. Так, по этой причине многие склонны персонифицировать то, что там воспринимается. И в таком случае все силы вселенной приобретают формы богов и сущностей очень уж напоминающих людей. Отсюда и вся мифология и огромные пантеоны богов в различных религиях.
Говорят, что человек создан по подобию Бога. Но в этом случае всё наоборот: боги видятся подобными человеку.
Впрочем, даже если эти силы воспринимаются как тонкие вибрации, или сложные геометрические и световые формы – это все ещё человеческое восприятие, но менее обусловленное персонификацией.
Самый простой способ узнать отождествляешься ли ты с телом — это проследить свои реакции в обыденной жизни. Если тебя хоть что-то задевает, выводя из равновесия, то отождествление ещё имеется. И я вам скажу по секрету: прямое или косвенное отождествление с телом сохраняется до самого момента полного пробуждения.
Ничего плохого в человеческом восприятии нет, просто нужно понимать, что оно — человеческое. И если твоя цель пробуждение, то отпустить это восприятие – твой путь.
Гностики (представители мистического течения в раннем христианстве) делили людей на три категории:
Обусловленных материальной формой, они называли «плотскими людьми».
Обусловленных тонким восприятием – «душевными».
А тех, кто стремится за пределы всех форм, укореняясь в беспредельном духе – «духовными».
И по их представлениям, лишь третьи имеют шанс достичь подлинного знания.
Увлечься мистикой, магией и сверхвозможностями, считая их чем-то особенным и значительным, значит застрять во второй категории, значит отождествиться с кем-то могущественным, знающим и особенным. А это — просто очередная причуда ЭГО в виде гордыни и тщеславия.
Но главный вопрос в другом. Обязательно ли заглядывать за кулисы кукольного театра, чтобы осознать, что ты находишься за его пределами? Нужно ли нырять в огромный океан подсознания, чтобы понять, что и на поверхности, и на глубине этого океана одна и та же субстанция? Нужно ли копаться в том, как устроено сновидение, чтобы проснуться от него?
В контексте пробуждения ответ очевиден, вот только тем, у кого уже развились определенные способности, это признать непросто. Быть особенным — та ещё ловушка. Но из неё не так уж и сложно выйти. Достаточно глубоко понять это: все особенные.
И вот ещё несколько слов от одного старого Мастера. Они — настоящее сокровище:
Великий Путь не труден,
Следует лишь избегать предпочтений.
Сэн Цань
Альберт Караман
8.05.2015
__________________
Из комментариев:
Peter Chernenkov • 10 часов назад
Альберт, спасибо за очередную интересную статью. С твоего позволению небольшой отрывок в тему из книги Ильи Беляева - Свобода Быть:
"Желание результатов практики: новых ощущений, переживаний, силы, более глубокого понимания. Желание достичь просветления.
Свидетельство вашей незрелости. Невозможность принять все так, как есть. Отсутствие смирения, проистекающее из неверия. Неправильная постановка цели. Задача не в том, чтобы чего-то добиться посредством медитации, а в том, чтобы научиться просто сидеть спокойно. Далее ─ медитация поведет вас сама.
Куда – не ваша забота.
Садхана не терпит жадности. Поэтому не стремитесь все сразу познать и получить. Довольствуйтесь тем, что приходит само собой, понемногу, но усваивайте это хорошо. Осознанность приходит незаметно."
______________
В чем сердце практики?
─ Все оставь. Все отдай. Ничего не ищи, ─ ответил Патрул Римпоче
_____
Диана Лав Ли • 6 часов назад
Спасибо, Альберт! Очень со-ощущаемо и со-осознаваемо! Как и все предыдущие статьи.. Благодарю от Сердца!
Тоже вот сегодня написала:
Только Чистой, только Тонкой,
Как дыхание ребёнка,
Ты пройдёшь сквозь Стену мыслей
В Тишину иного толка…
Ты войдёшь в пространство Дома…
Ты совсем Никто… ничейный…
Это чувство ТАК знакомо -
Это Царство в отречении…
Где всё пусто, всё спокойно,
Только то, что вовсе нету…
Вне границ, вне всех понятий
Вне вопросов и ответов…
Есть лишь полное молчанье
И блаженство-наблюденье:
Как у «ног» твоих струится
Мира – вечное Творенье…
Этот мир Тобой же Полон
Без какого-то главенства,
Если хоть слезинку тронешь –
Ты нарушишь Совершенство.
Ни отнять и ни прибавить…
Мир Естественно духовен.
Если Гитлера исправить,
То исчезнет и Бетховен...
Ты лишь пристально внимаешь:
Сердца нежность и бесчинства…
Это всё - Твои лишь Части,
Части Целого – Единства
Всё само собой Случилось…
Нет нужды в Пути и Цели…
Есть Бескрайнего - «диванчик»
И Кино - в твоей «постели»…
Шикарная статья! Дякую! Недавно была опубликована похожая по смыслу "Маги шутят": Что делать, если ты достиг просветления" (пустые пункты - это шедевр ).
Это точно... А ты читала пустые пункты? Признавайся. Я читала - номера (привычка обращать внимание на числа)))))))))). А мне ещё вот что очень понравилось: Если ты обнаружил себя вне времени, это здорово! Теперь ты можешь оправдать этим своё опоздание на работу. Один раз…
Если ты не можешь выразить понимание, что тебе открылось, это не значит, что открылось что-то Божественно-Невыразимое. Просто у тебя маленький словарный запас.
Что-то у меня он испаряется, похоже. Этот самый запас. А может его и не было особо? Частенько стало случаться, что кроме междометий ничего подходящего по смыслу к тому, что хочу выразить и подобрать-то не получается. А может суть такова глубина выражаемых в тот момент мыслей?