Во всех духовных практиках говорится об осознанности. Но что это означает?
Осознанность — это, прежде всего, внимательность. Когда я понимаю, что со мной сейчас происходит, какие у меня чувства, какие переживания. Другими словами, когда я понимаю, где я сейчас нахожусь.
Практика показывает, что в самом общем случае в нашей жизни может быть всего лишь несколько состояний ума.
И если у нас нет осознанности, у нас есть целых 3 способа легко и просто потерять свободу.
Первое состояние сознания — когда мы находимся в прошлом. Это некая скорбь, депрессия, переживания, воспоминания о том, как было хорошо раньше. Состояние, когда ум находится где-то там, далеко. Или переживает относительно того, что случилось тогда. И чувствует грусть, потому что не может повторить то, что было раньше.
Это состояние сознания в невежестве, в прошлом.
Другая модель состояния сознания — так называемая маниакальная. У маньяков всегда есть какая-то идея, чего они хотят получить будущем, чего добьются в будущем от жизни. Иначе говоря, в таком сознании жизни в настоящем опять нет. Есть только жизнь там, в будущем.
И есть только мечты. Это могут быть мечты слабого человека. Который просто мечтает и наслаждается самой мыслью об этом. А могут быть и мечты сильного человека, который мечтает для того, чтобы этого уже добиться.
Этакий агрессивно-решительный человек, не обращающий внимания на других. У него есть своя собственная цель — он готов идти по головам, чтобы ее добиться.
Опять же: я не получаю счастья в настоящем, но я хочу наслаждаться тем, что случится в будущем. Таково сознание, устремленное в будущее. Сознание, которое словно «зацепилось» за будущее.
Есть третий тип сознания. Сознание, которое находится в настоящем. Но вот это «жить в настоящем» может быть в двух формах.
Первая форма. «В жизни все хорошо. Есть счастье в настоящем. Я открыт Солнцу, Небу, Воздуху, Природе». Сегодня так много эзотерических практик, которые призывают буквально раствориться в настоящем «здесь и сейчас».
И наслаждаться этой жизнью, и наслаждаться этим миром. Посмотрите: прекрасное Солнце, прекрасное Небо, прекрасная Природа, прекрасная Еда! Вокруг — прекрасные Люди, и Я — один из них, Я среди этих людей. Можно просто наслаждаться этим сиюминутным моментом настоящего.
Это уже более высокий тип сознания. Потому что, по крайней мере, это уже реальность. Это уже реальное солнце, реальный воздух, реальные отношения, реальные деньги, которые у меня есть. А я всем этим наслаждаюсь. И это третье состояние сознания.
Таковы 3 ограничения для нашей с вами жизни. Таковы три типа обусловленности. Или три способа потерять свободу — когда наше с вами сознание находится в одном из этих трех состояний. Но есть и четвертое состояние сознания. Которое выше этих трех.
Четвертый тип сознания очень интересен. Он называется состоянием ученика. И объединяет в себе и полную осознанность, и огромный потенциал для раскрытия, для роста человека как личности.
Сознание, которое открыто руководству жизни и любым его проявлениям. Это — доверяющее жизни сознание. Понять это — одна из самых важных задач, над которыми на самом деле стоит думать. Серьезно. Потому что, решив ее, мы узнаем, как стать свободным человеком.
Сознание Ученика — это сознание человека, личности, всегда открытого к высшему руководству жизни, которое проявляется как через успехи, так и через проблемы, через страдания.
Нас обучает счастье. И нас обучает страдание. Потому что очень часто именно страдания несут в себе очень глубокие уроки судьбы. Мы можем вспомнить свою жизнь. Когда у нас были трудности, были какие-то потери, какие-то испытания… Подумайте, вспомните сейчас что-то свое. И какая-то очень глубокая работа требовалась от нас, чтобы их преодолеть. Но затем, когда через какое-то время все кончалось, у нас внутри оставалась некая реализация.
Ученик при прохождени обцчений не теряет своей внутренней невозмутимости. Позиция Ученика: «Случаются трудности в моей жизни — я учусь. Я развиваю свой характер, формирую какие-то качества. Я накапливаю внутренний опыт, который возникает во мне и которому я открываюсь».
Это полная независимость от внешнего мира. Обратите внимание. Ученик — это не раб обстоятельств. Не нужно смешивать эти понятия. Ученик — это не что-то унизительное. Потому что ИМЕННО УЧЕНИК — свободен.
Внешний мир дает какую-то неудачу, внешний мир дает какие-то трудности, боль — но я учусь. Это означает, что я нахожусь в позитивном опыте. Означает, что я независим от этой фактуры жизни.
Однако, самое интересное в другом. Быть свободным человеком — это далеко не самая главная цель в жизни. Потому что главная цель жизни — она в другом. В том, чтобы научиться проявлению и принятию Любви.
Итак, ученик учится через страдания и трудности. Но! Ученик также учится и через успех. Успех — это другой урок судьбы, который дается нам во время удачи, которая приходит в нашу жизнь. В чем же здесь урок?
Он очень интересный. Он состоит в том, чтобы также не потерять невозмутимость. Это означает — не попасть в то качество сознания, которое говорит: «Я — причина этого успеха. И я наслаждаюсь тем, что происходит».
Невозмутимость — это когда я принимаю то, что мне дается. Но что означает невозмутимость? Это полное отсутствие ложного эго. ЭГО — это та деталь характера, которая обрывает связь с Абсолютом и не позволяет воспринимать руководство жизни. Невозмутимость — это когда я принимаю, чтобы отдать другим. При этом я сам — просто прозрачная среда.
Ученик независим также и от успеха. Он не становится стереотипным и не хочет его повторить. Он понимает, что его просто обучают. Ему даются какие-то возможности, чтобы он применил их в служении другим.
В духовном смысле это также настроение благодарности Абсолюту: «Я не считаю себя причиной происходящего. Я просто благодарю за то, что я получаю. И отдаю это другим». И это также свобода. Почему?
Потому что нас не сковывает это. Мы являемся частичкой Вселенной. Мы находимся в гармонии с жизнью, законами судьбы и законами мироздания. Мы — прозрачная среда.
Сознание ученика — всегда позитивное. Он понимает, что реальность не заканчивается этим миром, внешней оболочкой происходящего. За пределами этого мира есть высшая энергия любви. С которой он связан, которая дает руководство и направляет его жизнь.
Один момент, который нужно помнить. Все это руководство, ощущение поддержки, направляющей силы дается лишь Ученику. Ученик — это не гордый человек.
Ученик — это человек, который ищет это руководство и не рассчитывает только на свои силы. Который ищет нечто большее, чем то, что можно потрогать своими руками. Ищет нечто, что находится за пределами реальности.
Когда мы меняем наше умонастроение — жизнь начинает нас вести. Ученик — он всегда позитивен. Он всегда понимает, что есть руководство жизни, и он принимает это руководство.
Итак. Позитивное сознание, доверяющее жизни: Если что-то случилось так на внешнем плане — что мне это дает? Какое руководство жизни я получаю в этот момент? Обиженное, завистливое, то самое оценивающее мир сознание: Чего меня это лишает?
Когда мы с вами будем сохранять позитивный ум — мир всегда будет давать возможности.
Когда мы по-настоящему доверяем всему, что происходит с нами, мы получаем реальный шанс понять как стать свободным человеком. В этом состоит духовная психология.
И вот чему действительно надо научиться в жизни — сознанию позитивного ума, который всегда открыт к высшему руководству судьбы.
По материалам семинара Олега Гадецкого «Уроки жизни»
______________________________________________________________________________________________________ Находите ли вы в себе такие состояния сознания?
Если есть "сознание Ученика", значит есть и "сознание Учителя?"
В чем их различия и схожесть?