Вот и сравнялись мы с тобой в статусе. Ты мама взрослой дочери, и я мама взрослых детей. Теперь я могу смотреть на жизнь твоими глазами, оценивать ее твоим опытом.
Мои дети живут своей жизнью. Один преданный, горячо любящий сын, звонит мне каждый день, активно участвует в моей жизни, интересуется всем, что со мной происходит. Делится со мной всеми своими секретами, сокровенными мечтами, мудростью молодой души. Второй — волк одиночка. У него своя жизнь, в которую он пускает меня дозировано, понемногу. Но по его виду, по глазам блестящим, по плечам расправленным , я вижу, что все у него хорошо. По ребячьему всплеску радости в глазах, когда я обнимаю его девушку, я вижу, что ему важно мое мнение. Он обращается к моему совету редко, но как внимательно он выслушивает его, как благодарит и ценит… Во многом, по-другому нарисовала бы картину их жизни я, если бы задалась целью рисовать ее. Я рада, что не я пишу этот сценарий. Пусть проживут свою жизнь, а с ними вместе и я. Не трижды свою — а три разных.
Ты говорила мне «вот доживешь, твои дети будут относится к тебе так же, как ты ко мне». В чем-то ты оказалась права. Как и я — тебя, они любят меня. Как и я, ловят одобряющий взгляд. Разница только в той уверенности, с которой они заглядывают в мои глаза, зная, что найдут там… если не одобрение, то, как минимум, понимание.
Мам, я уже трехлетней девочкой ждала твоего одобрения. Ты знала, что я талантливый ребенок, и гордилась этим, но всегда ждала от меня чего-то большего. Я писала стихи, а ты считала это ерундой. Оценки в школе были важнее моего душевного состояния. Ты выбирала мне друзей, выбирала мне профессию. Теперь я знаю, что ты делала это так, потому, что любила меня, и хотела для меня самого лучшего. Теперь я понимаю, что жизнь моя сложилась именно так, как нужно, что пройдя этот путь, я стала такой, как стала, и какой нравлюсь себе и моим детям. Только не тебе… Ты и сегодня недовольна мной. Ты недовольна, что я не стала ученым… А я, что не стала писателем. Ты осуждаешь, меня за выбор религии, а я себя, за то, что не сделала этот выбор раньше.
Привычка осуждать себя, не прощать себе, откуда она? Не твоим ли недовольством я продолжаю корить себя все эти годы?
Сегодня я понимаю, что ты, любя меня пыталась не дать мне совершить твоих ошибок. Не понимала, как важно мне совершить свои. Сегодня я знаю, что ты любя меня пыталась направить меня по верному пути. Но какой он верный путь МОЕЙ жизни?
Сегодня я понимаю. Прости меня за то, что не понимала этого раньше.
И я прощаю тебя. За неприятие и осуждение. За критику и недооценку. Прощаю, потому, что знаю, любовь проявляется по-разному. И так тоже проявляется любовь.
Я принимаю твою любовь, мама. Такую, какая у тебя есть. В таком виде, в каком ты умеешь ее выражать.
Я люблю тебя мама. Люблю тебя, и до сих пор жива во мне та маленькая девочка, которая заглядывает в глаза маме, в поиске одобрения.
Еще и сегодня мне важно услышать от тебя: "Молодец, дочка, я горжусь тобой!"
Я живу не той жизнью, которую ты выбрала для меня. Попробуй радоваться со мной вместе тому, что она именно такая — неповторимая, индивидуальная, полная сложных задач и интересных решений, страстной любви и непростых выборов. Не ожидай от меня ничего, мама, просто радуйся тому, что я стала мной, и прими мою любовь. Такой, какая у меня есть. В таком виде, в каком я умею ее проявлять.
После прочтения, испытываю амбивалентные чувства: горечь, от памяти в прошлом непонимания и обид, и радость от собственных открытий, побед и самостоятельно выбранного Пути одновременно...