На последней трансляции «Доверие своей уникальности» мне задали вопрос: «А как сохранить свою уникальность на работе, где надо быть как все, и даже мировоззрение иметь такое же?!..» Обратите внимание, на дворе 21 век, доносы и репрессии остались в жизнях предыдущих поколений, а человек на работе, которую выбрал сам, ощущает себя в тотальной несвободе, и при этом не уходит. Но и использовать работу по назначению, разделяя – это я и моя жизнь, а это работа и мои должностные обязательства – не может.
Кому-то тягостно жить с родителями, кому-то – с супругом или родственниками, кому-то – в конкретной стране, на конкретной работе… Но люди оставляют всё как есть. Потому что бонусы неволи очень ощутимы. И часто это совсем не жилплощадь, или зарплата, а … место в понятном паззле. Предсказуемость. Возможность испытывать «справедливые» претензии к «нехорошим другим»…
Новые дети с конца 20 века начали ставить в тупик взрослых такими ответами на традиционной вопрос:
-Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? -Так ведь Я уже Есть, разве ты не видишь!..
Для старших поколений человек без роли непонятен. Вот это – сноха, вот это – свекровь, вот это – врач, вот это – дворник… Все эти роли – в отношении кого-то. Без остальных участников спектакля роли нет. Нет и тебя для общей картины.
Когда я бессознательно включён в чужую картинку, мне может быть неудобно, неуютно, но очень понятно – кто я в представлении окружающих, и что мне делать, чтобы продолжать быть тем же.
Я живу по накатанной колее, и, кроме того, имею законное право возмущаться трудностями вынужденной жизни!.. А если я выпаду из общего паззла, который стискивал и сгибал меня своими остро-волнистыми линиями соседей – я окажусь …беЗформенным. Может я квадрат, а может круг, а может звездочка… И как жить отдельным без общей картинки, хоть она тебя и ломает?..
Когда в 1865г. отменили рабовладение в США и чуть раньше, в 1861г. в России крепостное право, огромное количество людей потеряло себя – спилось, опустилось на самое дно, потому что люди были приучены исполнять чужую волю, но не умели отвечать за себя и свою жизнь на свободе.
Да, раб лишён свободы. Но о его пропитании, здоровье, и даже спаривании для продолжения рода ведает хозяин. Чем лучше, смекалистей, качественней раб выполняет хозяйскую волю, тем больше ему благ, почёта и даже уважения. На свободе у него нет ни пропитания, ни значимости – он никто, ведь он не умеет управлять собой сам.
В 20 веке место хозяина в нашей стране заняло государство. Если ты соответствуешь окружающей игре, занимая свою ячейку, свой паззл в существующей картине – тебе гарантированы определённые вознаграждения, от зарплаты и жилья до уважения. Если ты хочешь быть «свободным художником» – ты изгой, пока тебя никто не видит, и подсудимый – если заметили (вспомните биографию И.Бродского). И это устройство было продуктивным для развития людей и страны продолжительное время, стимулируя раскрытие и применение способностей отдельных личностей на благо государства.
На Западе (теперь и у нас) функцию рабовладельца, отнимающего свободу, стал играть культ потребления, культ денег. Римский раб или крепостной крестьянин были более свободны, чем наёмный работник, живущий в страхе потерять место. Причем, с развитием экономики и прогресса этот первоначальный страх умереть с голоду на улице заменился страхом меньше потреблять («хуже» жить), если ты потеряешь работу. Стыдно не иметь того, что имеют другие на твоём уровне паззлов, стыдно не стремиться к большему потреблению – отсюда «синдром менеджера», когда человек убивает себя, зарабатывая деньги, плодами которых он не имеет времени и сил наслаждаться.
Надо понимать, что этот культ успешности через «трудовой почет» в советской стране, или через зависимость от уровня потребления в капитализме прошил все системы общества, прежде всего – семью и образование.
В 19 в. работала схема – будь сильным и преуспеешь. В 20-м – будь умным и преуспеешь. Если ребёнок хорошо и много учился – его поощряли, им гордились и предвкушали его лучшее будущее. Если ребёнок не хотел вникать в то, что ему не интересно, и игнорировал школьные неуспехи – его осуждали, клеймили и пророчили криминальное будущее.
Однако учёба как поглощение информации, транслируемой другими, отнимает массу сил и времени, не оставляя места для собственной жизни, открытий, общения и приключений.
А я хочу напомнить Вам, что постоянное исполнение чужой воли в обмен на одобрение и даже почести, не позволяет научиться управлять своей. Тебе даже некогда узнать – какой ты, чего хочешь, чем вдохновляешься? Парадокс в том, что умение заставить себя делать то, что нужно другим – это не сила воли, это страх неодобрения. А вот способность делать то, что тебе интересно, вопреки прессингу тех, кто тебя кормит – вот тут нужна воля и смелость, которые в полной мере демонстрируют новые поколения. Эти же воля и смелость нужны для начала нового дела, для успешного взаимодействия с непохожими на тебя людьми, для принятия поражений как части пути с готовностью пробовать снова, в новом качестве.
Поэтому отличники прошлых лет оказались в массе своей психологически уязвимы и не приспособлены к реальной жизни. Заведите в интернет фразу: «почему троечники преуспевают больше, чем отличники» – много интересного прочитаете, если сами не замечали
Тем не менее, значительная часть людей среднего поколения ещё в детстве пошла по пути наименьшего сопротивления – лучше приучить себя делать то, что социально одобряемо, и получать за это свои блага, чем рисковать, прислушиваясь к своим желаниям. И я не исключение. До 30 лет я жила «правильно» в полной уверенности, что это гарантирует мне «нормальную жизнь»: красный диплом, замужество, рождение дочери, преподавание в ВУЗе, работа над диссертацией… И вдруг всё это оказалось совсем не тем, что я об этом думала, да ещё на фоне крушения страны, обнищания масс и перевёртыша нравственных ценностей…
Я на опыте убедилась, что рельсы, которые были проложены 50 лет назад для умеренно благополучной жизни – успешная учёба, ВУЗ, распределение на работу, создание семьи, жильё от предприятия, труд на благо отечества, почетные проводы на пенсию, смерть – полностью разобраны. Впервые увидела, что жизнь – непредсказуема, и нет никаких опор вокруг, кроме меня самой. Мне повезло в том, что моя социально успешная до 30 лет жизнь, которая рухнула в одночасье, не оставила мне сомнений – я явно жила не жизнью своей души, даже не заметила, где, в какой момент заигралась в общепринятый спектакль. А когда ты полный банкрот, уже не страшно быть «чокнутой», тут бы понять – кто ты без всего, чем считал себя?..
Так вот, в данный момент подобное обнуление проживают миллионы людей. Кто-то испытывает крушение снаружи – рассыпаются привычные декорации, а кто-то внутри, когда очень остро понимаешь – живёшь не свою жизнь, и дальше так невыносимо. Для многих людей из моей аудитории это уже прожитый опыт. Сегодня я пишу для тех, кто присоединился к нам недавно: ум всегда будет вас пугать утратой привычного. Но страх заменяется интересом и неожиданными открытиями в себе, как только Вы начинаете делать шаги в неизведанном направлении, позволив себе банкротство с точки зрения Вашего прежнего сценария. Вы понятия не имеете – на что Вы способны, пока думаете о себе в рамках прежнего опыта. Каждый из нас – волшебное дерево, но чтобы прочувствовать, как мы способны расти, цвести и плодоносить, надо отпустить бонусы неволи и выйти наружу.