Главная » 2015»Январь»26 » ПРОСКАНИРОВАВ МОЗГИ ТИБЕТСКИХ МОНАХОВ, ученые смогли описать «физиологию медитации»
21:14
ПРОСКАНИРОВАВ МОЗГИ ТИБЕТСКИХ МОНАХОВ, ученые смогли описать «физиологию медитации»
26 января 2015г.
В головном мозгу есть две функциональные сети: внешняя — для общения с миром, внутренняя — для общения с собой. Одновременно они обычно не работают.
Но оказалось, что вместе они включаются во время медитации, «при достижении чувства гармонии и единения с миром».
Профессор Зоран Иосипович из Нью-Йоркского университета несколько лет занимается изучением тибетских монахов.
Главным инструментом в его исследованиях является функциональный магнитно-резонансный томограф; сам профессор специализируется в нейрофизиологии, а монахи понадобились ему для того, чтобы выяснить некоторые фундаментальные принципы функционирования головного мозга.
Активность нашего мозга распределена по двум функциональным сетям: внешней и внутренней.
Внешняя сеть работает при выполнении каких-то задач во «внешнем мире», будь то общение с другими людьми или утренний душ.
Внутренняя (или, как её ещё называют, «сеть по умолчанию») обнаруживается, когда у человека включается самоанализ, когда он размышляет о самом себе, своих эмоциях, анализирует поступки и т. п.
Ранее считалось, что за такие размышления отвечает та активность мозга, которая проявляется в момент покоя, когда мы, грубо говоря, ничем не заняты.Но впоследствии была обнаружено, что в моменты покоя и безделья в головном мозгу начинает что-то происходить, и это не обычная фоновая активность.
Ещё позже исследователи пришли к выводу, что функциональная сеть, которая демонстрирует такую активность, связана с феноменом самосознания. Иначе говоря, эта сеть отвечает за понимание того, что ты — это ты.
Сети не могут функционировать одновременно. Их работу уподобляют детским качелям: когда один край доски поднимается вверх, другой опускается вниз.
Такое «разделение труда» помогает человеку сконцентрироваться на решении проблем, управлять своим вниманием и не считать, например, ворон за окном во время школьного урока.
Каким образом происходит переключение между системами, является предметом обширных исследований, в том числе профессора Иосиповича с коллегами.
В случае с монахами исследователей интересовало поведение внешней и внутренней сети во время медитации.
Считается, что в этом состоянии достигается особое единство с миром, растворение собственной индивидуальности в окружающей гармонии.
Как это реализуется с в мозгу, где внешняя и внутренняя системы постоянно занимают место друг друга?
Ради ответа на этот вопрос и было предпринято исследование медитирующих монахов: с помощью аппарата функциональной МРТ можно было следить за изменением кровотока в головном мозгу во время медитации.
По словам ученых, во время медитации мозг нарушает описанное выше правило: в нём активизируются обе системы, и внешняя, и внутренняя.
За счёт этого и достигается «слияние с миром», когда поток данных извне совпадает с потоком данных, описывающих собственное «я».
В некотором смысле, эта информация опровергает постулат о необходимости полного подавления внутреннего «я» для достижения гармонии: судя по всему, у тибетских монахов во время медитации это самое «я» цветёт пышным цветом.
С другой стороны, подобные исследования выполняются не только для ответа на умозрительно-эзотерические вопросы.
Учёные считают, что нарушения баланса этих двух сетей повинно в таких недугах, как аутизм, клиническая депрессия и даже болезнь Альцгеймера — все они в той или иной степени связаны с расстройством самосознания, потерей собственного «я» и утратой контактов с «внешним миром».
И сколь бы экстравагантно ни выглядели тибетские монахи в качестве объекта исследования, возможно, они как раз и помогут понять, что же делать со всем этим богатым набором тяжёлых психических и неврологических расстройств.