«Как одно Солнце освещает весь мир, так и Единый Дух освещает каждое тело».
— Кришна, Бхагавад Гита, глава XIII
«Вы состоите из Духа, Души и Тела».
— Апостол Павел, 1 Фессалоникийцам 5:23
Дух — это то, кем и чем вы являетесь на самом деле. Чистый вечный Дух — это ваше истинное Я, ваша сущностная природа, высшая часть вашего существа. Дух безличен, бесформенен и не индивидуализирован. У каждого человека нет своего духа. Дух ОДИН и сияет над всеми, как одно Солнце светит над всеми на этой Земле. Мой Дух тот же, что и ваш. На самом деле не существует таких вещей, как «мой Дух» или «ваш Дух», потому что Дух не знает разделения. Это то, что индуизм называет Атманом, Я, и это буквально одно и то же по сути и идентичности, что и Высший Дух, Высшее Я.
Подобно тому, как множество искр вылетает из пылающего огня, бесчисленные «искры» Единого Высшего Духа были посланы в эту проявленную вселенную неизмеримо давно и, в конечном итоге, вернутся к Единому. Каждая Божественная Искра является одной и той же сущностью и идентичностью, что и Божественный Огонь, но она должна развиваться через минеральное царство, растительное царство, животное царство, пока в конце своего путешествия по животному царству — она достигает и приобретает для себя ДУШУ.
Душа, в отличие от Духа, индивидуальна. Это постоянная сущность (после того, как она была развернута из Духа) и является самосознающей индивидуальностью или Эго, которое воплощается и перевоплощается в человеческом царстве и за его пределами. Это «Я» нашего существа. Это Принцип Сознания, Принцип Разума в человеке. На самом деле Душа — это то же самое, что и разум.
Мы не должны ошибаться, полагая, что разум и мозг — это одно и то же, потому что это не так. Мозг — это просто физический орган, а разум — это индивидуальная Душа, которая думает и выражает себя через этот орган и с его помощью. У нас разный мозг в каждой жизни, потому что у нас разное физическое тело в каждой жизни, но разум каждый раз остается одним и тем же. Разум / Душа никогда не может выразить себя во всей полноте и целостности в одном из своих воплощений. Она может выражаться только частично, и степень, в которой она это делает, определяется ее Кармой и уровнем эволюции и развития.
Душа перевоплощается, а Дух — нет. Душ много, но Дух, по сути, ЕДИНЫЙ. Ни одна духовная философия в истории никогда не утверждала, что перевоплощается Дух. Дух никогда не имеет прямой связи или контакта с физической формой. Одна из причин этого в том, что он настолько субъективен, что не может иметь прямого или ощутимого отношения к объективности материи. Дух никогда не находится внутри человека, но всегда над ним и «осеняет» его, как его Истинное Я … как ЕДИНОЕ Я … как само Божественное Все.
Задача и миссия Души — учиться и осознать, что в ее высшем существе нет индивидуальности или обособленности, а есть только ЕДИНОЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ Я, которое мы называем Духом или Атманом. Возродиться в этом сознании, сознательно слиться и навсегда соединить Душу с Духом — значит добиваться и достичь Йоги (Союза), и это великая цель для всех. Это было целью и достижением всех истинных мистиков и эзотериков на протяжении веков, как на Востоке, так и на Западе, где это иногда называли «мистическим браком».
В наши дни нет оправдания нашей запутанности Души и Духа, когда разница и различие между ними так ясно и определенно объяснены и показаны в эзотерических духовных учениях мира, а в последнее время и в учениях теософии, в частности в трудах Е.П. Блаватской. Как только мы перестанем смешивать эти два понятия, но более ясно поймем их истинную природу, мы сможем глубже оценить эти прекрасные и вдохновляющие слова из поэтического перевода Бхагавад Гиты сэра Эдвина Арнольда, озаглавленного «Небесная песня» …
Так и не рождался Дух; Дух никогда не перестанет быть; Никогда не было времени, когда его не было; Конец и Начало — мечты! Нерожденный, бессмертный и неизменный пребывает Дух вечно; Смерть совсем не коснулась его, хотя дом его кажется мертвым!