Ом, Оум (Аум) – Общий Ум или Вселенский Разумв отличие от единичного ума человека Раз-ума. Ом – изначальный духовный слог, представляющий собой звуковое воплощение Всевышнего; положил начало всему мирозданию.
Свами Шивананда в своем труде «Медитация на ОМ» пишет следующее:
…ОМ (АУМ) является всем. ОМ – это символ Бога, Брахмана, его имя.
ОМ является вашим истинным именем. Слог ОМ вбирает в себя весь опыт, который человек получает в трех различных состояниях сознания. Слово ОМ является поддержкой всех миров. Слог ОМ стал основой проявления этой воспринимаемой чувствами вселенной. Весь Мир находит пристанище в слоге ОМ и в нем же исчезает
«А» символизирует физический уровень, «У» — астральный и ментальный, мир разумных духов, небеса, а «М» — состояние глубокого сновидения и все то, что неизвестно интеллекту и бодрствующему сознанию.
ОМ является всем. ОМ – это основа всей нашей жизни, мыслей, разума. Все различные слова, называющие объекты, соединяются в звуке ОМ. Весь проявленный мир вышел из слога ОМ, пребывает в нем и исчезает в нем.
Начиная медитацию, громко пропойте ОМ 3,6 или 12 раз.
Пение мантры ОМ прогонит из ума любые мирские мысли и уберет все колебания ума (викшепу). Далее повторяйте звук ОМ в уме.
Значение мантры ОМ (АОУМ)
Пение мантры ОМ потрясающим образом воздействует на человеческий ум. Метод многократного повторения священной мантры ОМ всегда притягивал внимание всех жителей Запада, соприкоснувшихся с Востоком. Вибрации данного звука обладают такой огромной силой, что, переусердствовав в практике, можно даже обрушить огромное здание…
Произнося по буквам мантру ОМ можно оказать определенное воздействие на ученика, однако, если ее произносят правильным образом, то она пробуждает и трансформирует каждый атом физического тела, порождая новые вибрации и различные состояния, раскрывает и развивает в теле «духовную силу»
Хариш Джохари в труде «Инструменты для Тантры» описывает значение мантры ОМ следующим образом:
…Все тексты ведического происхождения рассматривают АУМ (или ОМ) сущностью всего. АУМ представляет собой единое целое, олицетворяющее всепроникающее космическое сознание, выходящее за пределы концепций – турью – четвертое состояние чистого самосознания. Упанишады утверждают, что АУМ есть сам Брахман – Бог в форме звучания есть ОМ (АОУМ)
«Майтрейя-упанишада» олицетворяет АУМ со стрелой, которую манас (ум, рассудок) укладывает на лук тела человека (дыхания), пронзающую тьму авидьи (неведения) и достигающую света высшего состояния сознания. Аналогично тому, как паук ползет по своей паутине и преодолевает ее, так и йоги идут к освобождению благодаря мантре АУМ.
АУМ является изначальным звучанием реальности, находящейся вне времени и пространства, извечно вибрирующей в человеке и многократно отражающейся во всем его существе. Данный звук пробуждает сокровенную сущность человека – вибрации высшей реальности – не той, которая нас окружает, но безконечной действительности, извечно покоящейся как снаружи, так и внутри всего сущего.
Рабиндранат Тагор, знаменитый поэт, назвал АУМ словом-символом безпредельного, совершенного и вечного. Данное слово совершенно в себе самом и символизирует все сущее. Любая религиозная процедура начинается и заканчивается АУМ. Цель этого состоит в том, чтобы человеческий разум высвободился из мира ограниченного эгоизма и наполнился предчувствием безконечного совершенства…
…АУМ – самая совершенная и точная мантра.
«А» символизирует бодрствующее состояние сознания
«У» — состояние сновидения, внутреннего мира чувств, мыслей и желаний
«М» — состояние глубокого сна, наделенного осознанием неразделенного единства.
Мантра АУМ (АОУМ) является самой лучшей, самой первой и самой последней мантрой. Это звучание, символизирующее высшее сознание:
«А» — Брахман и саттва
«У» — Вишну и раджас
«М» — Шива и тамас
Таким образом, АУМ воистину является Творцом, Хранителем и Разрушителем.
Пропевание АУМ вначале и в конце мантры гармонизирует работу обоих полушарий головного мозга. Размещение этого слога в начале и в конце мантры называется словом сампут. «Таттва-пракаша» (тантрическое писание) называет АУМ тара-мантрой (тарини-мантрой) наделяя ее способностью достижения состояния сиддхи – полной свободы от всех возможных физических ограничений.
Считается, что 300.000 повторений мантры ОМ приводят к единению с Брахманом.
«А» — это акар (форма), элемент земли
«У» — движение элемента воздуха вверх (урдхагами)
«М» — пустота (акаша)
Три буквы мантры ОМ обозначают три качества, или гуны: тамас, раджас и саттву, а единым символом является гунатита — человек который преодолел ограниченность данных гун.
А, У и М соотнося с тремя ступенями йоги — асаной, пранаямой и пратьяхарой, а в сумме, весь символ олицетворяет самадхи — желанную цель практики йоги.
Три буквы также обозначают и три времени: прошлое, настоящее и будущее, а целиком символ — Всевышнего, находящегося выше ограничений времени.
Малый АУМ, формирующийся при пении человеком, связывает его, как вибрационная труба с безконечным пространством Великого АУМ.