После статьи о пережитой вспышке самоосознания, читатели спрашивают: что дальше? Что было после? Что ты практиковал и практикуешь ли сейчас?
Как я уже писал, опыт самоосознания всех застает неожиданно и в разном состоянии эго-структуры. В моем случае эго-структура была ещё в стадии становления, и в ней уже было взращено некоторое количество интересов, желаний, утверждений и устремлений.
Становление эго-структуры подобно собиранию пазла: необходимо заполнить пустые пространства фрагментами, на месте которых подразумевается некий рисунок. То что подразумевается – это образы прошлых желаний, а найденные фрагменты – их воплощение. Пока плодятся новые желания – пазл растёт, когда же этот процесс останавливается, остается лишь заполнить его пустые места. Причем этот процесс заполнения разворачиваются без усилий, просто в силу инерции уже порожденных в прошлом желаний.
Духовная же работа – это разбор пазла, проверка на истинность каждого из фрагментов, и, таким образом, разрушение прошлого рисунка. И чем пазл более целостен, тем легче взяться за его разбор. Тогда ты просто видишь, что не осталось ничего недоделанного и не о чём сожалеть. Это подобно созданию и разрушению буддийских мандал тибетскими монахами. Процесс тот же – сначала строится мир, потом он разрушается, возвращаясь к изначальному состоянию.
В древние времена, например в Индии, люди в течении жизни проходили через четыре этапа, считавшимися нормой в ведическом обществе. Эти этапы таковы: ученик (брахмачарья), домохозяин (грихастха), отшельник (ванапрастха) и странник (саньяси). В первых двух эго-пазл рос и заполнялся, во вторых двух он разбирался и после оставлялся как есть.
Современное общество устроено иначе. Мы не проходим эти этапы постепенно и последовательно, и у нас нет поддержки в виде социальной системы, в которой заложено понимание этих процессов. Тем не менее этапы в общих чертах примерно те же, только их нужно воспринимать не в виде формальных ролей и сроков, а понять суть этапа и увидеть как он может быть воплощен в разных обстоятельствах современной жизни.
Итак, первый этап (ученик) – это увеличение знаний, различные виды ограничений, вырабатывание резистентности к грубым энергиям. Второй этап (домохозяин) – воплощение всего того, что подразумевает роль человека – семья, социальная реализация, служение людям. Третий (отшельник) – духовная практика, отпускание привязанностей, целей и мотивов. Четвёртый (странник) – жизнь без целей, надежд и ожиданий.
Таким образом, на каждом из этих этапов мотивы и взгляды на практику совершенно разные. Как впрочем и взгляды на все аспекты жизни. В первом случае жизнь видится как некий процесс строительства, становления, роста, увеличения. Во втором – процесс укрепления, достраивания и постепенной остановки. В третьем – разбора и разрушения. В четвертом – ничем не обусловленного бытия.
Так что если речь идёт о практике, то нужно честно взглянуть на свою жизнь – на мотивы поступков, на желания, эмоции, обстоятельства и своё окружение. И понять какая из стадий наиболее проявлена в твоей жизни. И так же есть ли пробелы в предыдущих стадиях. Их игнорировать не стоит, да и не получится в конечном счете.
Например, ты не можешь начать эффективный этап отшельничества и духовной практики, пока в тебе есть сильные желания, подогреваемые твоим интересом. Так, если тебя активно влечёт к противоположному полу и отношениям, есть желание семьи, стремления в карьере, появляется множество идей, которые тебя увлекают, и через всё это ты самоутверждаешься – это всё ещё первые два этапа. И лучший способ их пройти – реализовать их как можно более полно и гармонично. Так, чтобы не осталось пробелов.
Суть первые двух этапов сформулировать просто: реализоваться как человек. По крайней мере во всём том, что ещё вызывает в тебе интерес. И я так же советую обратить внимание на те стороны жизни, интерес к которым активно отрицается, или прячется.
Целостный эго-пазл не порождает новых мотиваций, новых желаний и новых вопросов. Ты видишь, что всё на своих местах, всё уже составляет некий гармоничный рисунок, и тебе этого достаточно. Тогда и начинается процесс переваривания прошлого опыта, разбор и проверка каждого фрагмента на истинность. Мандала начинает разрушаться.
Если говорить о моем пути, то он не отличался последовательностью. Так уж получилось, что будучи ещё на первом этапе, я пережил то, чем в сущности являюсь – мне спонтанно открылась основа бытия, которую по представлениям многих рассчитывают раскрыть ближе к концу. И можно сказать, что по части последовательности всё пошло наперекосяк. Тем не менее мне всё равно пришлось проходить через этап заполнения пустых фрагментов своего эго-пазла. Там и был основной объем самой грубой работы.
Для меня это началось с регуляции взаимоотношений с окружающими людьми. И большая часть этой работы была проделана в период отношений с женой до и во время брака. Это коснулось всех, с кем я часто общался: родственников, друзей, коллег. И почти во всех этих отношениях были замечены деструктивные шаблоны, места где проявлялись мои слабости и утечки энергии. Если я мог что-то изменить в этих отношениях – менял, если нет – расставался с таким человеком, или выдерживал паузу и расстояние до момента, когда это становилось возможным.
На этом этапе мне очень помогла жена. Фактически она была для меня внешним отражением моих внутренних процессов, которые я зачастую прятал от себя самого, не желая их видеть. Но в таком положении мне всё же пришлось. Причем чем упорнее я не хотел чего-то замечать, тем сильнее и грубее жизнь показывала мне это через жену. Так что игнорировать свои проблемы не получалось, даже когда очень хотелось.
На этот этап ушло около 3 лет. И когда он был почти пройден, вдруг жизнь развернула наши железнодорожные пути так, что мой поезд и поезд жены перестали ехать параллельно, разъехавшись в разные стороны. Причем это случилось так быстро и внезапно, и в то же время так шокирующе открыто, что я заранее узнал о расхождении наших путей, когда на внешнем уровне процесс ещё не начался.
Причем я узнал это интуитивно, сразу и в деталях, как будто я нашел в своём кармане записку с кратким содержанием следующих нескольких лет жизни. И там будто было написано о том, что моя жена вскоре встретит своего бывшего, что она потом выйдет за него замуж и вероятно у них будет ребёнок; и о том, что это по большому счёту неминуемо – все причины для этого уже сложены и я ничего с этим поделать не могу. Я так же видел, что это весьма позитивный для всех сценарий. И умом я это понимал, быстро отойдя в сторону, но на психо-эмоциональном уровне не смог принять этот факт ещё 4 года.
Это неприятие жизненных фактов пряталось мной от самого себя до тех пор, пока я не устроил себе сеанс честности и не увидел, что это неприятие давно служит дамбой посреди моей жизненной реки. И на её удержание я трачу огромное количество энергии. Это было пробкой в бутылке с волшебным джином. И однажды я решился его выпустить.
Помню конкретный день, когда я обнаружил факт своего неприятия реального положения вещей относительно жены и прочувствовал его на уровне тела, эмоций и ума. Когда это произошло, с моих плеч будто тонна груза спала. И что любопытно, жена (тогда уже бывшая) в то время была беременна и у неё наблюдался постоянный токсикоз. Так вот, в тот самый день он прошёл.
Дамба была прорвана и река потекла бурно и сразу в нескольких направлениях, будто образовав множество притоков. Через несколько месяцев после этого я отправился в путешествие.
Заметьте, я пока что ничего не написал о неких практиках. В сущности на первых двух этапах все практики имеют весьма проявленную эго-мотивацию. Оттого в их контексте я бы не называл практику «духовной», ибо её вектор чаще всего направлен в человеческую информационную среду. По крайней мере полученная от практики энергия активно сливается именно туда. И по большому счёту она уходит на рост и поддержание эго-структуры.
Вообще, я считаю, что важно сложить некое целостное представление о том, к чему ты идешь и как к этому прийти. И это должно стать картой отпечатанной в глубине твоего сердца, по которой ты будешь сверять свой маршрут.
В составлении такой карты мне помогло короткое наставление, которое я получил вскоре после пережитой вспышки самоосознания. Мне было сказано:
То, что ты пережил, может стать основой твоего восприятия. А чтобы к этому прийти, энергия между всеми объектами ума должна быть распределена равномерно.
Вот и все знания, которые были мне необходимы для того, чтобы обрисовать карту своего пути и вывести некую макро-стратегию, принцип прохождения через все жизненные обстоятельства. Так, погружаясь в эти слова, я всё глубже их понимал, и всё больше внедрял их в свою жизнь. А спустя годы я сформулировал этот подход в статьях Анатомия Эго и Ничто не важнее чего-либо другого. В сущности всё в моей жизни укладывается в этот процесс перераспределения энергии. И по большому счету моя практика – это постоянное отслеживание всех объектов ума, имеющих особую значимость, и их ослабление через беспристрастное наблюдение на трёх уровнях: тела, эмоций и ума.
Вообще, я рекомендую определиться со своими сильными сторонами и склонностями, и двигаться активно их используя. Хотя это итак происходит автоматически, но проходить через это сознательно куда эффективнее.
Например, в склонностях моей личности есть некая явная тенденция эго-центризма, проходящая через всю жизнь. Даже астрологи говорят, что у меня Солнце в первом доме (что как раз на это и указывает). А значит заметно особо частое обращение к концепции «я», с которой связывается всё воспринимаемое в этом мире. Вообще-то, это у всех людей так, но тот, кто не имеет такой склонности, признает это в себе не сразу. Просто этот процесс в его жизни не так заметен.
Я эту склонность вижу и не борюсь с ней. Это просто врожденная характеристика этой личности. Пока «ложное я» не распознано, такая склонность видится как недостаток, эгоизм, но когда распознано – как украшение, или забавная игрушка.
С другой стороны, именно эта склонность привлекала меня к учениям, сразу указывающим на источник «я». Отсюда и симпатии к Адвайте, Дзогчен и Дзен.
Другая моя склонность – это чувствительность к телесным ощущениям. И её я тоже использую. В силу того, что мы привыкли отождествлять себя с телом, мы всё проецируем на него. И это постоянно вызывает в нём разные ощущения. А значит тело можно использовать как инструмент, который выявляет все особо важные объекты ума. Чем важнее объект, актуализируемый в уме, тем сильнее ощущение в теле им вызванное.
Этот принцип используется в буддийской медитации Випассана, которая в своё время так же стала частью моего маршрута. Но прежде я поработал с наиболее грубыми телесными ощущениями, на которых залипал мой ум. В этом мне помогла Волевая йога.
Сейчас я не практикую Випассану так, как её преподают на курсах. Тем не менее я считаю, что я уловил её самую суть. И пребывание в изначальной основе – и есть суть любой медитации. Раскрыть и прояснить её – один этап, пребывание в ней – другой.
Я всё меньше медитирую формально, в виде практики с особой позой и в особом месте, но всё больше фактически. А это может происходить где угодно и когда угодно. Сама медитация не имеет отношение к какому-либо деланию, или усилию, поэтому на данном этапе у меня язык не поворачивается называть её «практикой».
Ещё одна моя склонность – писать. Через письмо я вывожу наружу скрытые тенденции и структурирую то, что ещё не упорядочено. Это происходит благодаря постоянному обращению к некому состоянию честности, которое необходимо для того, чтобы написанное было настоящим, цепляющим, живым. Читателя в этом плане не обманешь. И для меня мой читатель – как лакмусовая бумажка, явно показывающая насколько я был честен во время письма. Честность – это меч, которым я отсекаю всё ложное. И письмо – мой точильный камень.
Ко всему прочему, пока я пишу, продолжается отслеживание всех особо важных объектов ума. А после письма это происходит через общение с читателями. Я особенно благодарен тем читателям, кому удается меня как-то зацепить и вовлечь в спор. Так я получил возможность увидеть очередное цепляние, которое не видел прежде, очередной важный объект.
Что ещё?
Физические упражнения, контрастный душ или обливание холодной водой — это необходимость, продиктованная телом и его конституцией. Различные искусства — они учат меня движению в потоке, непрерывности и гармоничности.
Вот, собственно, и всё. Внешне я веду себя очень обычно. Я не склонен к чему-то формальному, ритуалам и внешним спецэффектам. На моем теле редко увидишь одежду, или атрибуты, указывающие на причастность к какой-либо группе – будь то сообщество йогов, путешественников, программистов, дизайнеров, духовных искателей, или чего-то подобного. Я выгляжу как обыкновенный парень и я таковым по большому счёту и являюсь. И описанная мной работа делает мой образ жизни всё проще и непримечательней.
Если вас это ещё не отпугнуло, то, пожалуй, ваш вектор направлен туда же. Впрочем, смотреть в эту сторону и идти туда – не одно и то же.