В эпоху электронной почты, SMS, Facebook и Twiiter мы вынуждены делать несколько вещей одновременно. Но эта постоянная многозадачность имеет свою цену. Невролог Даниэль Левитин объясняет, как наша зависимость от технологий делает нас менее эффективными и счастливыми.
Наш мозг занят как никогда прежде. На нас отовсюду сыплются факты, псевдофакты, слухи, сплетни и слухи под видом новостей. Пытаясь разобраться во всем их многообразии, мы проделываем большую работу.
Решить, какие факты для вас важны, а какие можно проигнорировать — утомительное занятие для мозга. И сейчас вам приходится делать самостоятельно множество вещей, которых прежде люди не делали. 20 лет назад если вы хотели улететь на отдых, за вас все вопросы с авиакомпаниями, бронированием отелей и получением виз решали туркомпании. У всех, кто был постарше рангом, были личные секретари и машинистки.
Теперь большинство из этих вещей делаем мы сами. Т.е. мы заполняем собой рабочие места десяти разных людей и все еще пытаемся управлять своими жизнями, детьми, встречаться с друзьями и помогать родителям. Приходится находить время еще и на хобби, и на любимые ТВ-шоу. Неудивительно, что мы ничего не успеваем!
Наши смартфоны стали как швейцарские ножи: в них и словарь, и калькулятор, и браузер, и почта, и геймбой, и календарь, и диктофон, и GPS-навигатор, и Facebook, и погода, и фонарик. Они мощнее и функциональнее самого передового компьютера в мире, который стоял в штаб-квартире IBM 30 лет назад.
Все эти технологии лишили нас такого изысканного удовольствия как скука. Когда вы в последний раз заскучали хотя бы на минуту? Ждешь лифт — смотришь в смартфон. Стоишь в очереди — смотришь в смартфон. Стоишь в пробке — чатишься с друзьями. Обедаешь — читаешь новости. Вышел на уличную пробежку — слушаешь подкаст.
Запоминать тоже ничего не надо. Что купить в магазине? Открываешь приложение. Кому обещал сегодня позвонить? Открываешь приложение. Какие документы нужно собрать для получения визы? Открываешь приложение.
Все это вроде бы круто, но во всем есть своя ложка дегтя.Многозадачность — это дьявольский обман.
Эрл Миллер, нейробиолог из Массачусетского технологического института и один из лучших в мире экспертов по рассеянности и концентрации, говорит, что наши мозги просто не предназначены для того, чтобы выполнять несколько сознательных процессов одновременно.
«Когда люди думают, что они отлично справляются с мультизадачностью, это значит, что они просто научились быстро переключаться с одной задачи на другую. И каждый раз, когда они это делают, их когнитивные способности незаметно снижаются. Никто из нас не может быть экспертом в жонглировании несколькими делами одновременно. Мы больше похожи на рыбку в аквариуме, которая хаотично перескакивает с одного направления на другое — и только для того, чтобы постоянно переживать, что все может рухнуть в любую минуту», — рассказывает он.
Многозадачность — самый лучший инструмент для производства гормона стресса под названием кортизол. Иногда во время такой работы зашкаливает и уровень адреналина. Все это приводит к «туману» в голове и ощущению, будто твой мозг превратился в омлет.
Многозадачность — это порочный круг допаминовой зависимости.
Допамин заставляет нас постоянно искать все новые и новые стимулы, проверять сразу несколько показателей, бесконечное количество раз проверять всматриваться в почту, в фейсбук или в статистику своего проекта. За это «удовольствие» мы платим потерей фокуса и концентрации.
Что еще хуже, наша префронтальная кора к этому быстро привыкает. Вот почему вам так легко кликнуть на очередной сборник цитат в facebook или на подборку фото со смешными котятами. Мы отвечаем на звонки, что-то ищем в интернете, проверяем почту, отправляем SMS — и за каждое из этих дел вызывает мозг «награждает» нас эндогенными опиоидами— гормонами, которые заставляют нас чувствовать себя спокойнее.
Все это приводит к другой зависимости. Если вы никак не можете закончить начатые дела и проекты, то откуда браться допамину — гормону целеустремленности, уверенности в себе? Допамин заставляет нас быть счастливыми в те моменты, когда мы побеждаем в спортивных соревнованиях, получаем большую сумму денег, занимаемся сексом или… едим сладкое.
В общем, если в вашей жизни нет никаких побед, то вы наверняка начнете без конца уплетать пончики, шоколад и заварные пирожные.
В старые времена когда звонил телефон, а вы были заняты, можно было не брать трубку и дождаться, пока кто-то воспользуется автоответчиком. Viber или Skype же бессовестно вторгаются через монитор в ваше сознание и требуют немедленной реакции. Телефон еще совсем недавно на всю семью был только один — и висел он в определенном месте в квартире. Поэтому если вам кто-то не мог дозвониться, это воспринималось как норма. Сейчас если ты не перезвонишь маме через 10 минут после того, как она пыталась тебе дозвониться, она уже начнет звонить всем твоим друзьям.
Любопытный факт: мобильных телефонов в мире уже больше, чем туалетов. Тысячи людей поднимают трубку во время совещания только для того, чтобы сказать: «Извини, я сейчас занят, на совещании».
Все бы ничего, но работа в многозадачном режиме вредна для ваших когнитивных способностей. Гленн Уилсон, профессор психологии из колледжа Грэшема в Лондоне, называет одержимость миллионов современных людей «инфоманией». Его исследования показали, чтов те моменты, когда вы пытаетесь сосредоточиться на задаче, а электронная почта маячит уведомлением в панели задач на мониторе, ваш IQ снижается на 10 пунктов.
И хотя многие люди приписывают множество преимуществ марихуане, в том числе повышенную креативность и снятие стресса, хорошо документально подтверждено, что ее главный ингредиент — каннабинол — препятствует нормальной работе вашей памяти и вашей способности концентрироваться на делах. Уилсон же доказал, что когнитивный ущерб от многозадачности даже больше, чем от косяка!
Расс Полдрек, нейробиолог в Стэнфордском университете, доказал, что мозг складывает поступающую информацию в свою «оперативную память», но сортирует ее по отделам. Если вы будете листать ленту Facebook во время просмотра телевизора, то информация из большого ящика будет храниться в стриатуме — там, где она может какое-то время находиться, но не обрабатываться. А если вы будете смотреть телешоу ни на что не отвлекаясь, то информация будет попадать сразу в гиппокамп — туда, где она осмысливается и классифицируется.
Эрл Миллер из MIT добавляет: «Люди не могут делать несколько дел одновременно хорошо. И когда они говорят, что могут, то просто обманывают себя». И мозг поддерживает у вас эту иллюзию.
Мы уже говорили о метаболических затратах энергии во время работы. Когда вы переключаете внимание с одного вида деятельности на другой, то префронтальная кора и полосатое тело сжигают большое количество кислорода и глюкозы. А ведь это то ценное топливо, которое необходимо вам для того, чтобы продолжать оставаться сосредоточенным и внимательным.
Вот почему если вы приходите в офис и начинаете делать все сразу, то через два часа чувствуете себя вымотанным и дезориентированным. И вот почему в таких ситуациях вы любите без конца налегать на сладкое.
В общем, чем чаще вас отвлекают и чем чаще вы переключаетесь с одного дела на другое, тем быстрее вы тратите свои запасы глюкозы в мозгу. Это приводит к тому, что «перегретый» мозг снижает «частоту» работы своего «процессора». И вам приходится мириться с компромиссами в вопросах своей познавательной и физической работоспособности.
Среди прочего, постоянное переключение с одной задачи на другую стимулирует выработку кортизола. Он приводит вас к импульсивному и иногда даже агрессивному поведению.
Привычка концентрироваться на одной задаче за раз, напротив, делает вас более эффективным и уменьшает вашу потребность в глюкозе.
Что еще хуже,многозадачность заставляет вас принимать огромное количество лишних решений. Должен я сейчас ответить на SMS или проигнорировать его? Как мне реагировать на это сообщение поставщика? Мне нужно продолжить работу или пора сделать перерыв?
Ученые давно знают, что каждый раз, когда вы принимаете то или иное решение, вне зависимости от его важности и срочности, вы истощаете свои резервы силы воли. Маленькие решения отнимают всю жизненную энергию и не позволяют рационально мыслить при принятии важных. Когда раньше вам нужно было написать письмо, вы должны были приложить значительные усилия. Бумага, ручка, почтовый ящик, до которого надо дойти…
Сейчас все проще, поэтому писем — тысячи, и кажется, что ты должен отвечать на них все. В старые времена наши родители могли судить о срочности сообщения по тому способу, которым оно было доставлено. Одно дело, когда вам отправляют телеграмму, и совсем другое — когда вам звонят. Проблема с электронной почтой и Facebook в том, что они теперь используются для всего. Через них вы получаете почту, шутки от коллег, письма от босса разной степени срочности, информацию о скидках, сообщения от друга, с которым не виделись три года.
Мы вынуждены проверять каждое сообщение, поступающее в виртуальный почтовый ящик только потому, что не знаем, кто нам пишет и о чем. Кажется, что вы можете «забить» на почту на пол дня, но что если вам решит написать непосредственный руководитель, а вы будете его игнорировать? Проблема в том, что он пишет срочные письма не чаще, чем раз в три дня, а новые сообщения валятся в вашу почту раз в три минуты.
Есть еще одна проблема. Она называется Twitter. Если вы постоянно видите ограниченные по размеру сообщения, то привыкаете не углублять ни в одно из них. Зачем во что-то вникать, если вокруг ТАК МНОГО других твитов, которые, возможно, интереснее этого?
Уведомления подсвечивают экран лежащего на столе смартфона и требуют немедленной реакции. Вы переключились, сделали ретвит — и мозг вознаградил вас за доведенное до конца «дело» (гормональная система организма не различает, что важно, а что нет) выбросом допамина. Считай, привычка закрепилась.
Давайте вспомним об еще одном удивительном эксперименте. Питер Милнер и Джеймс Олдс как неврологи проложили небольшой электрод к мозгу крыс. Он стимулировал небольшой участок их лимбической системы, которая регулирует выброс допамина. Сила стимуляции была сопоставима с действием кокаина или оргазма. Олдс и Милнер назвали этот отдел мозга центром удовольствия.
Крыс садили в клетку со специальным рычажком. Каждый раз, когда крыса на него нажимала, прибор генерировал небольшой электрический разряд. Как вы думаете, им понравилось? Еще как! Крысы получали такой кайф, что перестали интересоваться всеми другими делами, стали игнорировать еду, не хотели заниматься сексом.
Дальше все было еще страшнее. Они продолжали нажимать на рычаг снова и снова — до тех пор, пока не умирали от истощения. Это вам о чем-то напоминает? Как вам новость: 30-летний мужчина скончался в Гуанчжоу (Китай) после того, как непрерывно играл видеоигры на протяжении трех суток? Еще один мужчина в Корее умер от остановки сердца после того, как просидел за приставкой без перерыва 50 часов.
Каждый раз, когда мы отвечаем на чей-то имейл или твит, то мозг заставляет нас получать удовольствие от чувства выполненного долга. За это мы получаем «зарплату» в виде гормонов, которые заставляют нас чувствовать себя так, будто мы чего-то достигли или сделали что-то важное.
Каждый раз, когда вы открываете фейсбук в поисках новых интересных постов, вы удовлетворяете потребность мозга в новизне. В ответ лимбическая система дарит вам ощущение удовольствия.
Вот только она затрудняет работу вашей префронтальной коры — инструмента, с помощью которого мы занимаемся планированием и сложной интеллектуальной работой.
Заканчивается эпоха доминирования денег и тех, кого их много (вайши в индуизме). Это ни плохо - ни хорошо. Это ведь уму не представимо как много нового мы узнали за эти 200 лет! О подлости, о лжи, о хамстве, о грязи. Мы стали мудрыми, как змии, чего нам не хватало. Благословлёны все те, кто рождался в эту эпоху, кто прошёл через огонь и воду.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]