"Чем больше я выбираю быть присутствующей, чем больше я живу в этом состоянии, тем больше я замечаю людей вокруг меня. И мне необходимо понять, - как я могу передать им это послание без чтения проповедей, без навязывания вашей книги всем кого я знаю? Мне повезло, что мой отец воспринял это очень хорошо. Он единственный, с кем я постоянно общаюсь, по крайней мере, последние шесть месяцев. Мои друзья замечательные и мне хотелось бы передать им то, что я знаю. Я бы хотела понять, как лучше сообщить им об этом послании. Я пробовала это делать, но чувствую себя полностью бессильной потому, что у меня ничего не получается. Я пытаюсь объяснить им так, как могу. Я хотела бы спросить вас, - может быть есть способ сделать это без поучений?"
Экхарт Толле:
Окей, хороший вопрос, спасибо. Замечательно, что ваш отец открыт этому. Он у вас есть. Люди часто рассказывают мне, как они дарят эту книгу своим родственникам или друзьям. И иногда родственник или друг говорят:
"Я бесконечно благодарен тебе за эту книгу потому, что она изменила мою жизнь. Если бы ты не подарил мне ее, я страдал бы еще лет 10 или 15, прежде чем бы я ее нашел. Я бесконечно благодарен тебе"
Есть также другие родственники и друзья, которые говорят:
"Что это за книга, которую ты мне подарил. О чем она. Эта бессмыслица какая-то"
Так, что вы можете получить вот такие два отзыва. Иногда люди бывают открытыми, но очень трудно предсказать, кто из них открыт. Иногда те люди, которые кажутся менее всего открытыми, являются, тем не менее, открытыми, и наоборот.
Некоторые люди, о которых вы думаете:
"Этот человек ходит в церковь каждое воскресенье, и считает себя весьма религиозным или духовным, поэтому должно быть, он или она открыты этому посланию",
но вы можете обнаружить, что они полностью отвергают то, что вы говорите, или отвергают книгу. Поэтому предсказать это трудно. Иногда люди рассказывают мне, как они расстраиваются, когда их родственник или друг говорит:
"Зачем ты мне это читаешь. Для меня это не имеет никакого смысла"
У вас присутствует естественное желание, как и в любом другом человеке, в котором происходит процесс пробуждения, чтобы другие люди получили это послание тоже. Мудрее всего в таком случае не пытаться передать это послание словами, если только вам не задают искренний вопрос, и это является индикатором. Вы можете дать им книгу, и они могут прочитать ее и это хорошо. Если она затронет их и это хорошо. Если же нет, то они просто поставят ее на полку, и возможно, лет через 10 они возьмут ее в руки. И такое тоже случается. Люди пишут мне об этом:
"Я приобрел вашу книгу много лет назад, но в то время она не имела для меня смысла. А потом что-то случилось с моей жизнью. Как раз в нужный момент я взял ее, и стал читать. И внезапно каждая страница этой книги стала полной смысла"
Я получаю и такие письма. Так что можно дать книгу. Книга будет принята или не принята, но беседовать с людьми об этом может быть трудно, и я бы даже не рекомендовал делать это, если только необходимость в этом не появляется в какой-то конкретной ситуации. И эта ситуация подскажет вам, что возможно наступил подходящий момент упомянуть что-то.
Или возможно человек задает искренний вопрос:
"О чем все это?"
Или возможно кто-то увидел перемену, произошедшую с вами. Кстати, некоторые люди не заметят в вас перемену, даже если вы станете просветленным человеком. Самые близкие родственники могут никогда этого не увидеть, но это уже другая история. Потому что в их уме есть память о том, кто вы есть, и они больше не видят вас. Они имеют свое представление о том, кто вы есть, и видят вас через него, и поэтому они не заметят никакой перемены в вас.
Другие люди, возможно, заметят это в вас, и если они заметят перемену в вас, и вам будет задан искренний вопрос, чудесно, если вы начнете говорить спонтанно. С этим сила потечет в то, что вы говорите. Но это происходит только в том случае, если человек с которым вы говорите, открыт, и ваши слова принимаются. И тогда это инициирует магический процесс, посредством которого появляется духовное учение.
Таким образом, в тот самый момент, когда это случится, - вам задают истинный вопрос, а не поверхностный вопрос, из которого понятно, что человек не верит во всю эту чепуху. Истинный вопрос это вопрос, когда другой человек действительно хочет знать ответ. И это простой вопрос, как правило:
"Ты так изменилась, - если человек действительно видит, что вы изменились, - что произошло?"
Или это может касаться какой-либо проблемы, которая у них есть, - какая-либо форма страдания имеет место в их в жизни. Или по некоторым причинам они начинают спрашивать у вас совет, или говорить об этом.
Затем наступает момент, когда вам задают искренний вопрос, или из этой ситуации вы понимаете, что это, возможно, подходящий момент. И вы обнаруживаете, что вы что-то говорите. Ваши слова принимаются, и происходит магический процесс, когда внезапно в этот момент вы становитесь духовным учителем для этого человека. Это не означает, что теперь это то, кто вы есть, но просто в этот момент ваша функция заключается в том, что сознание говорит через вас. И вы будете чувствовать это только в том случае, если только то, что вы говорите, принимается. Если это не принимается другим человеком, тогда вы будете совершать усилия, чтобы говорить, но безуспешно. И вы даже не сможете найти подходящие слова. И тогда вы расстраиваетесь, и другой человек расстраивается, и на этом все заканчивается.
Таким образом, следует ждать или открытого вопроса, истинного вопроса, жизненного вопроса, или ждать подходящую ситуацию, когда вы обнаруживаете, что спонтанно говорите что-то. И в таком случае, углубление происходит также и в вас, когда вы начинаете учить другого, который открыт. Это на обязательно должен быть родственник. Это может быть друг, или вы кого-то случайно встретили, например, в зале ожидания, или где угодно. И тогда сила течет через вас. Углубление происходит в вас, потому что когда вы учите, вы учитесь. Вы учите и вы учитесь.
Но вполне может быть, что подходящая ситуация не наступила, - вам не задают истинный вопрос. И тогда вы не получаете ничего, кроме разочарований, когда пытаетесь учить людей, которые еще не готовы. В таких случаях лучше было бы, как Будда выразил это:
"Сохранять благородную тишину"
Вместо того, чтобы пытаться объяснить что-либо, вы на время становитесь живым учением, и принимаете другого человека таким, какой он есть в это момент. И вы олицетворяете присутствие. Существует также такое явление, как бессловесное или безмолвное учение, которое происходит всякий раз, когда вы присутствуете в ситуации.
И это другой способ, как учение может случиться через вас. Не обязательно через слова потому, что они могут быть не готовы слушать слова. И это может иметь место, когда вы полностью принимаете то, какие они есть прямо сейчас. Не требуя от них, что им следовало быть более открытыми, вы не требуете того, чтобы они понимали вас, вы не требуете, чтобы они не создавали проблемы вокруг себя. А они это делают, и вы видите, - как это происходит. Вам необходимо быть в согласии с тем, что происходит, чтобы видеть, - является ли ситуация подходящей для слов, потому что был задан истинный вопрос, или просто ситуация является подходящей, или ситуация не является подходящей для того, чтобы вы говорили что-либо.
Но, тем не менее, вы можете практиковать присутствие, и это также является учением. И это учение, которое позволяет присутствию понемногу проникать через эго в другом человеке. В то время как, если вы используете слова, это может легко создать в человеке, который еще не готов слушать их, эгоистическое сопротивление. Тогда вы начинаете разговаривать, но ничего хорошего не может из этого получиться. Другой человек еще больше укрепляется в своей точке зрения, или в своей ментальной позиции. Вам просто нужно набраться терпения, а ситуация покажет вам, - уместно ли говорить слова, или в этой ситуации достаточно просто быть присутствием.
Может быть, этот человек просто не может ничего принять в данный момент. А некоторые люди никогда не будут готовы, сколько бы вы их не знали. Не все еще готовы. И возможно несколько людей, несколько друзей по мере вашего переживания в процессе пробуждения, просто исчезнут из вашей жизни через несколько лет, если никаких изменений не случиться в них. Родственники останутся в вашей жизни, просто потому, что они родственники. Вы по-прежнему будете встречаться с ними в день благодарения, и слушать их из года в год, рассказывающих, возможно, одни и те же истории.
Люди, которые не готовы для чего-либо большего, могут быть открыты в некоторых случаях для того, чтобы слушать, например, об осознании внутреннего тела. И опять-таки вам нужно убедиться, - является ли ситуация подходящей, а не говорить:
"Так, в следующий раз, когда я с ними встречусь, я расскажу им об осознании внутреннего тела"
Но если ситуация подходящая, если это возникает естественным образом из ситуации, вы можете научить свою бабушку или своего дедушку, отца или мать тому, как чувствовать внутреннее энергетическое поле тела, не используя никакие эзотерические или духовные слова, против которых они могут возразить. Просто рассказать о возможности чувствовать жизненную энергию их тела.
Людям, которые очень сильно обременены проблемами, созданные умом, проводящие бессонные ночи, думая о своих проблемах, вы можете сказать что-либо вроде:
"Вы знаете, со мной это тоже иногда случается. И когда я просыпаюсь ночью, и начинаю думать о своих проблемах, я понимаю, что это абсолютно бессмысленно, и тогда я делаю следующее: я направляю внимание сначала в кисти рук, затем в ступни, затем начинаю чувствовать все свое тело. И внезапно, я ловлю себя на том, что я больше не думаю о своих проблемах. Мне приятно чувствовать жизнь в своем теле"
Это самая основная вещь, которую люди могут принять, и даже те люди, которые сопротивляются при любом даже намеке на духовность. Так как это касается тела. «А тело реально». Таким образом, это очень деликатная вещь. В вас происходят такие удивительные перемены, и вы хотите поделиться с этим с каждым, но не все еще хотят об этом слышать. Подождите подходящей ситуации, или подходящего вопроса. И тогда учение случится. Некоторым людям нужно позволить быть несчастными в данный момент, они все еще хотят этого, и это также является состраданием.