В этом месяце многие из нас вынужденно столкнутся с последствиями своих прежних выборов. Иногда – очень давних. Могут всплыть развязки ситуаций, которые казались уже забытыми, и вызвать разочарование нашими действиями (или не-действиями) в те, прошлые, моменты.
В этой статье я хочу напомнить нам, что ошибок не существует. Есть опыт, который требует осмысления. И каждое решение, принимаемое нами тогда, было не случайным и единственно возможным именно в тех условиях, с тем набором наших стереотипов и установок. Нет смысла винить себя или других.
Да, так было. Теперь Вы – другой человек, с другим пониманием жизни, и принятие собственного жизненного опыта, каким бы он ни был – главное условие раскрытия новых возможностей. Этим мы возвращаем себе ту энергию, которую вложили в прежние, возможно не самые благоприятные по последствиям, события. Мы возвращаем себе целостность.
В пере-осознании прошлого опыта хочу обратить ваше внимание на два момента.
Первое: мы были обречены принять правила игры, в которой ты с детства заведомо ошибаешься, потому что не можешь не ошибаться, делая то, что ты никогда не делал. И, обязательно будешь не соответствовать чьим-то ожиданиям, сформированным предыдущим чужим опытом. Однако осуждение твоих «проб и ошибок» взрослыми оставляет след на всю жизнь, подсекая уверенность в себе и желание действовать.
Классический пример – за столом готовится обед, мама и бабушка ждут своих мужчин с работы, в суете пекут пирожки. В это время маленький ребёнок 4 года очень хочет быть полезным в семье, берет со стола нож, какой видит, и начинает пилить мягкий хлеб. Он крошится, не получается, так как у ребёнка нет сноровки, да и нож этот не предназначен для резки мягкого хлеба.
Мама краем глаза видит, что он делает, и первая мысль – порежется. Она раздражается, но, чтобы скрыть от самой себя страх и недовольство, начинает на него кричать: «Ты что делаешь?! Этим ножом невозможно порезать! Надо другим ножом резать! Тебе вообще рано на кухне что-то делать!»
Ребенок получает такой импринт: «я хочу сделать доброе дело, проявить инициативу, я следую, из своего понимания, за взрослыми, делаю какое-то действие, а мне говорят «не начинай, не пробуй, не делай, ты ошибаешься».
Откуда он в 4 года мог знать, что нужно брать нож с ребристой поверхностью, что именно им можно порезать мягкий хлеб?!
Таких случаев много в детстве прошлых поколений до пяти лет.
Далее в школе, учителя исправляли красной ручкой ошибки. Слава богу, сейчас спустя 30 лет, у нас много учебных заведений, где учитель подчеркивает правильно получившиеся буквы, потому что не указание на ошибки формирует правильные навыки, а одобрение успешных опытов!
Прошлые поколения воспитывались в парадигме «Смотри, не упади!..» А упадешь – опозоришь меня. (Я думаю, Вам понятно, что не физическое падение имелось ввиду, хотя и такое случалось)
Точно так же в выборе партнера, семьи, места работы, учебы мерилом «ошибочности» служил неуспех в традиционном понимании! Например, хорошо оплачиваемая ненавистная работа – это нормально и успешно, а смена разных видов деятельности, когда ты осваиваешь что-то новое пока интересно, а потом оставляешь это – ошибочны с точки зрения прошлого социума. Или внешне благополучная семья, удушающая отсутствием тепла между людьми – норма, а желание выйти из такого брака – подводит к мысли об ошибочности изначального выбора. Но Жизнь несравненно многослойнее. Каждый ее этап несет свои уроки и перемены, разрушение прежнего – это не следствия ошибок, а признак движения!
Второй момент, несущий самообвинения – сравнение с другими. У кого-то получилось, у тебя – нет. И совершенно упускался ключевой факт, который только сейчас людям в массовом сознании стал доступен: каждый из нас проживает в этой жизни СВОЙ неповторимый путь.
Мы – клетки единого организма вселенной, и каждый из нас хочет или не хочет, служит на своем месте своими энергиями в общей картине этого потрясающего жизненного игрового полотна.
Поэтому, что для одного нормально, для другого проблема. И когда вы хотите сравниться с кем-то и жалуетесь на то, что у вас – так, а у других по-другому, задумайтесь, что у них в другом может быть что-то не так, потому что в принципе весь жизненный опыт на Земле не предполагает ровной езды по шоссе.
У каждого разные стартовые задачи и, проходя лабиринт жизни, одни учатся упорству, другие, наоборот, смирению; один развивает в себе смелость, а другой, наоборот, осмотрительность; один учится жертвовать всем, что ему досталось, а другой должен научиться ценить пространство своего внутреннего измерения для того, чтобы быть полезным.
Если мы посмотрим на движение по жизни, как освоение маршрута неповторимым, своим, собственным способом, то становится понятно, что для каждого человека не существует образца.
Я как-то приводила такой пример, что вы можете попытаться нарисовать картину, например, на мастер-классе, располагая теми же красками, что и у художника.
Но, если у вас изначально, допустим, фиолетовая, бирюзовая, коричневая и розовая краски, а художник рисует охрой, травянистым цветом и голубым, то как бы он вас ни учил, вы не сможете повторить – у вас изначальные краски другие. Получается, что вся наша жизнь – это рисование неповторимого полотна, для которого нет инструкций, как его рисовать.
Я принадлежу к поколению, которое с детства учили «бегать за морковкой» в достижении успехов в учёбе, социального статуса, карьеры, семьи, детей – без всего этого ты был не полноценен. (В отличии от новых поколений, которые пришли, имея возможность не загружаться целями и интересами предыдущей игры, если верят себе).
По факту, большинство людей, которые играли в эту игру достижения чужих целей, были несчастны, потому что «морковка» никогда не приносит удовлетворения.
В начале ты терпел детский сад, потом – школу, потом – родственников, работу, и даже не подозревал, что можно просто выбрать другое, пока не случалось внешнего катаклизма – семейного кризиса; политического или экономического потрясения… Но суть в том, что нельзя обвинять себя за то, что мы пытались следовать «правильным» направлением, правильным шагам и, не совпадая с этими правилами, ощущали себя неудачниками, а совпадая – то нередко несчастными.
Каждая ошибка, которая с точки зрения окружающих выглядела ошибкой (не те результаты, не та профессия, не тот партнер, не те друзья, не тому человеку доверился), если вы ее прожили, не обвиняя мир, а пытаясь понять, зачем вам это было в жизни, стала очередной ступенью к Себе.
С каждым этим, так называемым, провалом, вы получали опыт, который позволял вам не просто безопаснее взаимодействовать с людьми, а ценить себя, свой внутренний мир, свои неповторимые краски, с которыми вы пришли в эту реальность.
И если вы посмотрите на полотно жизни, то поймете – это же вообще были не ошибки, а эксперимент! Эксперимент, в котором вы узнавали, на что способны, как для вас лично оптимально действовать здесь, потому что отрицательный результат – тоже результат!
Всегда вспоминаю пример Эдисона – изобретателя электричества. Он говорил: «У меня было 999 экспериментов и тысячный принес результат». Он мог бы сказать: «У меня было 999 ошибок, и наконец-то…».
Если бы он относился к своим экспериментам, как к ошибкам, он бы бросил на первом десятке. Но именно устремленность к эксперименту, исследованию позволяет человеку действовать.
Таким образом, мы понимаем, что ошибок, как нарушения правильного шаблона в силу нашей несостоятельности – мы должны так, а не по-другому – нет. Это была система наказаний и система сравнения, которая преследовала совсем другие цели (для создания напряжения в этой Игре и деструктивных эмоций).
Я первые 10 лет своей практики (теперь уже почти 30 лет назад) – занималась семьями с детьми и всегда приводила пример для мамочек, папочек, которые психуют и нервничают, что ребенок в первом-втором классе не хочет писать закорючки или читать.
Когда ребенок только учится ходить, делая первые шаги, то, как правило, первая адекватная реакция на это: «Давай-давай! Еще-еще! О, молодец!». Ребенок упал на попу: «Ой, ну ничего! Вставай, еще давай!» Никто не предполагает, что, падая, он ошибается. Он учится жить!
Абсолютно любая деятельность, которую не делали раньше, является такими шагами. Поэтому, столько сейчас тренеров, столько разных коучей, специалистов, которые доказывают людям, что они имеют право на ошибку, что они должны ошибаться. Потому что суть продвижения не в том, что вы получите результат, ожидаемый массовым сознанием, а в том, что вы пробуете свои силы и получаете свои навыки.
И вот сейчас для многих очередной виток жизни принес людей из прошлого, всколыхнул давние события или плоды «ошибок» для того, чтобы мы по-новому встретили их. Признавая свои прежние выборы – как мог, так и жил – теперь уже осознали свой выбор: страх или любовь? Вражда или прощение? Игра или Жизнь? Это бывает очень непросто сделать. Но именно сейчас лучшее время для того, чтобы принять свой прошлый опыт с благодарностью за уроки, и жить уже по-новому. Уважая себя и потребности своей души.